Валерий Яковлевич Брюсов (1873 - 1924гг.) -- русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик, и историк.
Теоретик и основоположник русского символизма.
Уже в 13 лет Брюсов связывал своё будущее с поэзией. В гимназии он сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. Он считал своим кумиром Некрасова, затем был очарован поэзией Надсона.
К началу 1890 -х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов -- Бодлера, Верлена, Малларме. В 1893 году Брюсов написал письмо Полю Верлену. В письме к французскому литературу начинающий поэт называет себя "основоположником русского символизма". В том же году он написал драму "Декаденты" о некоторых фактах из жизни Поля Верлена.
В 1893 году Брюсов поступил на историко - филологический факультет Московского университета. Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник " Шедевры". В предисловии он написал:
" Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки... Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и
искусству".
В 1895 году поэт выпустил свой второй сборник стихов -- " Это -- я". В нём появились урбанистические, исторические и научные мотивы.
Следующий сборник стихов " Третья стража" с историко- мифологическими сюжетами -- Брюсов посвятил Константину Бальмонту .
В начале 20 века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами -- Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус и Фёдором Сологубом. В 1901 году вышел их первый совместный альманах " Северные цветы" -- именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением.
В 1903 году поэт выпустил книгу " Граду и миру", а в 1906-м сборник " Венок", куда вошли произведения нескольких предыдущих лет, а так же посвящённые революции и войне.
Параллельно поэт издаёт журнал символистов " Весы", руководит отделом литературной критики в журнале " Русская мысль", пишет пьесы, прозу, переводит зарубежных авторов.
В годы Первой мировой войны Брюсов работал военным корреспондентом от газеты " Русские ведомости". Но патриотические настроения первых лет быстро угасли, поэт возвратился глубоко разочарованным войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения.
В этот период Валерий Брюсов сосредотачивается на форме стиха и поэтической технике.Он подбирал утончённые рифмы, писал классические французские баллады, изучал приёмы поэтов александрийской школы.
В 1915 году по заказу Московского армянского комитета Валерий Брюсов начал готовить сборник национальной поэзии. Антология охватывала полторы тысячи лет истории Армении. Когда сборник вышел, Брюсов написал несколько статей об армянской культуре и книгу "Летопись исторических судеб армянского народа". Позже он получил звание народного поэта Армении.
После революции Брюсов стал государственным служащим. Анатолий Луначарский предложил Брюсову организовать Высший литературно- художественный институт. До конца жизни поэт оставался его ректором и профессором.
В 1924 году поэт умер от воспаления лёгких.
В Валерии Яковлевиче Брюсове помимо дара художника жил неукротимый дух исследователя, который искал рационалистические " ключи
тайн" к самым сокровенным человеческим чувствам, а также стремился понять причины рождения новых форм в искусстве, логику их развития.Он внёс значительный вклад в русскую культуру; современные читатели благодарны ему за то, что он своим творчеством создавал эпоху " серебряного века", эпоху блистательных достижений отечественной поэзии.
Брюсов В.Я.
ПОЭТУ
Ты должен быть гордым, как знамя;
Ты должен быть острым, как меч;
Как Данту, подземное пламя
Должно тебе щёки обжечь.
Всему будь холодный свидетель,
На всё устремляя свой взор.
Да будет твоя добродетель --
Готовность взойти на костёр.
Быть может, всё в жизни лишь средство
Для ярко - певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.
В минуты любовных объятий
К бесстрастью себя приневоль,
И в час беспощадных распятий
Прославь иступлённую боль.
В снах утра и в бездне вечерней
Лови, что шепнёт тебе Рок,
И помни: от века из терний
Поэта заветный венок!
-----------------------------------------------------------
1907 год.
ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА
Свершилось.Рок рукой суровой
Приподнял завесу времён.
Пред нами лики жизни новой
Волнуются, как дикий сон.
Покрыв столицы и деревни,
Взвились, бушуя, знамена.
По пажитям Европы древней
Идёт последняя война.
И всё, о чём с бесплодным жаром
Пугливо спорили века,
Готова разрешить ударом
Её железная рука.
Но вслушайтесь! В сердцах стеснённых
Не голос ли надежд возник?
Призыв племён порабощённых
Врывается в военный крик.
Под топот армий, гром орудий,
Под ньюпоров гудящий лёт,
Всё то, о чём мы, как о чуде,
Мечтали, может быть, встаёт.
Так! Слишком долго мы коснели
И длили Валтасаров пир!
Пусть, пусть из огненной купели
Преображённым выйдет мир!
Пусть падает в провал кровавый
Строенье шаткое веков,--
В неверном озаренье славы
Грядущий мир да будет нов!
Пусть рушатся былые своды,
Пусть с гулом падают столбы;
Началом мира и свободы
Да будет страшный год борьбы!
----------------------------------------------------
1914 год.
НАМ ПРОБА
Крестят нас огненной купелью,
Нам проба -- голод, холод, тьма,
Жизнь вкруг свистит льдяной метелью,
День к дню жмёт горло, как тесьма.
Что ж! Ставка -- мир, вселенной судьбы!
Наш век с веками в бой вступил.
Тот враг, кто скажет: "Отдохнуть бы!"
Лжец, кто дрожа, вздохнёт: "Нет сил!"
Кто слаб в работе грозной гибни!
В прах, в кровь топчи любовь свою!
Чем крепче ветр, тем многозыбней
Понт в пристань пронесёт ладью.
В час бури ропот -- вопль измены,
Где смерч, там ядра кажут путь.
Стань, как гранит, влей пламя в вены,
Вдвинь сталь пружин, как сердце, в грудь!
Строг выбор: строй, рази -- иль падай!
Нам нужен воин, кормчий, страж!
В ком жажда нег, тех нам не надо,
Кто дремлет, медлит -- тот не наш!
Гордись, хоть миги жгли б, как плети,
Будь рад, хоть в снах ты изнемог,
Что, в свете молний -- мир столетий
Иных ты, смертный, видеть мог!
---------------------------------------------------
1920 год.
КОНЬ БЛЕД
И се конь блед и сидящий на нём, имя ему
Смерть.
/ Откровение, 6, 8 /
1.
Улица была -- как буря. Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый Рок.
Мчались омнибусы, кебы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.
Вывески, вертясь, сверкали переменным оком
С неба, с страшной высоты тридцатых этажей;
В гордый гимн сливались с рокотом колёс и скоком
Выкрики газетчиков и щёлканье бичей.
Лили свет безжалостный прикованные луны,
Луны, сотворённые владыками естеств.
В этом свете, в этом гуле -- души были юны,
Души опьяневших, пьяных городом существ.
2.
И внезапно -- в эту бурю, в этот адский шёпот,
В этот воплотившийся в земные формы бред,--
Ворвался, вонзился чуждый, несозвучный топот,
Заглушая гулы, говор, грохоты карет.
Показался с поворота всадник огнеликий,
Конь летел стремительно и стал с огнём в глазах.
В воздухе ещё дрожали -- отголоски, крики,
Но мгновенье было -- трепет, взоры были -- страх!
Был у всадника в руках развитый длинный свиток,
Огненные буквы возвещали имя: Смерть...
Полосами яркими, как пряжей пышных ниток,
В высоте над улицей вдруг разгорелась твердь.
3.
И в великом ужасе, скрывая лица, -- люди
То бессмысленно взывали: "Горе! с нами бог!",
То упав на мостовую, бились в общей груде...
Звери морды прятали, в смятенье, между ног.
Только женщина, пришедшая сюда для сбыта
Красоты своей, -- в восторге бросилась к коню,
Плача целовала лошадиные копыта,
Руки простирала к огневеющему дню.
Да ещё безумный, убежавший из больницы,
Выскочил, растерзанный, пронзительно крича:
"Люди! Вы ль не узнаёте божией десницы!
Сгибнет четверть вас -- от мора и меча!"
4.
Но восторг и ужас длились -- краткое мгновенье.
Через миг в толпе смятенной не стоял никто:
Набежало с улиц смежных новое движенье,
Было всё обычным светом ярко залито.
И никто не мог ответить, в буре многошумной
Было ль то виденье свыше или сон пустой.
Только женщина из зал веселья да безумный
Всё стремили руки за исчезнувшей мечтой.
Но и их решительно людские волны смыли,
Как слова ненужные из позабытых строк.
Мчались омнибусы, кебы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.
----------------------------------------------------------------
#окружениеГумилёва#Брюсов.
Нет комментариев