Низкий поклон Герою! Спасибо за Победу!
«Он мастер снайперской науки, Фашистской нечисти гроза, Какие золотые руки. Какие острые глаза!» Эти строки Лебедева-Кумача посвящены тунгусу Семену Даниловичу Номоконову. Он уничтожил 368 солдат и офицеров вермахта
Вместо винтовки с оптическим прицелом он использовал обычную «трехлинейку» Мосина. Он, весь обвешанный веревочками, осколками зеркала, шнурками для маскировки был прозван «Таежным шаманом» — маскировался так, что не только немцы, но даже свои не могли его обнаружить..
С малых лет Семён вместе с отцом бродил по таёжным тропам. В 7 лет взял в руки охотничье ружьё и учился искусству следопыта — охотника, набирался знаний, навыков и опыта нелёгкого "лесного" дела. В 10 годков Семён стал заправским охотником, имел прозвище "Глаз коршуна", и на ярмарках самостоятельно сбывал свои охотничьи трофеи: зайчатину, шкурки белок, соболя, мясо изюбра, сохатого, кабана.В 19 лет женился. Вскоре в его семье один за другим появились на свет 5 сыновей и дочь, но однажды придя с промысла, он узнает страшную весть. Дочь, 4 сыновей и жену унесла в могилу скарлатина. Чудом остался в живых самый младший из сыновей — Володька. В 32 года впервые взял он в руки букварь и вместе с сыном Владимиром стал учиться читать.
Когда началась война, ровеснику века С. Д. Номоконову шёл 41-й год, но он в числе первых ушёл защищать Родину: "Если не остановить фашистов — большое горе придет в тайгу".
Сразу же попал на Калининский фронт. Первое время никогда не служивший в армии тунгус из рода шилкинских хамниганов доставлял командирам своей нерасторопностью, любовью покурить трубку, посидеть, помечтать немало хлопот и был у них, так сказать, на "подхвате" — хлеборезом на полевой кухне, помощником начальника вещевого склада, членом похоронной команды, сапёром. Во время бомбёжки, получив ранение, попал в госпиталь. После излечения был оставлен здесь же и мастерил костыли для раненых, но вскоре его перевели в санитары. Только благодаря случайности санитар 348-го стрелкового полка рядовой С. Д. Номоконов стал снайпером.
Это было в один из осенних дней 1941 года. Подобрав очередного раненого, он увидел, как немец целится в их сторону. Номоконов мгновенно вскинул винтовку и выстрелил, притом метко. Вечером в части только и было разговоров о метком выстреле санитара. Его зачислили в снайперский взвод. Так начался путь снайпера-забайкальца. Его личным оружием была трёхлинейная винтовка Мосина даже без оптического прицела.
Винтовка с оптическим прицелом у снайпера появилась только зимой 1942 года и прошла с ним до Победы! Когда санитара Номоконова определили в снайперский взвод, он, собрав свои немудрёные солдатские пожитки, перенёс их в блиндаж, где жили снайперы, начал знакомиться с новыми боевыми друзьями и… встретил земляка бурята Тогона Санжиева, с которым познакомился ещё в далеком от фронта селе Агинское на курсах всеобуча.
Как-то раз вызвал Номоконова командир полка: — На участке 5-й роты засел немецкий снайпер. Трёх наших солдат убил. Надо сделать так, чтобы потерь больше не было. Номоконов вышел на "охоту" с Тогоном, на боевом счету которого было уже 186 уничтоженных гитлеровцев. Недалеко от передовой нашли разрушенный блиндаж и всю ночь вычерпывали из него воду.
Под утро, устроившись поудобнее, стали ждать появление немца. Вдруг Санжиев выстрелил. Номоконов удивился несдержанности товарища. — Ползут там, двое, — пояснил тот. Это были его последние слова. Немецкий снайпер заметил засаду и с первого выстрела поразил его в голову. Мастера своего дела были не только по эту сторону линии фронта… Номоконов поклялся мстить за гибель боевого друга и земляка Тогона Санжиева. Он объявил фашистам "дайн-тулугуй" — беспощадную войну! Несколько дней охотился Номоконов за вражеским снайпером и всё-таки выследил, перехитрил его, отомстил за смерть своего товарища.
В его "Памятной книжке снайпера" появилась краткая запись "Убит немецкий снайпер". Есть у забайкальских охотников обычай: каждого убитого зверя обозначать отметкой на ружье. Фашисты — те же звери, но в людском облике.
После боя Номоконов часто раскалял на огне проволоку и ставил на своей трубке точку или крестик. Каждая точка — убитый фашистский солдат, а крестик — офицер. Почему эти знаки сделаны на трубке? "На казённой винтовке нельзя отметки ставить, — отвечает Семён Данилович. — Скажут — портишь. Да и заменить её могут, а война кончилась — сдал её. Трубка же всегда со мной".
В стремлении "завалить" ставшего грозой немцев "сибирского шамана" противник использовал свои лучшие силы, но… Номоконов был "заколдован"!
Один раз против него выставили женщину-снайпера. После выстрела, поставившего точку в этом изнурительном поединке, он как обычно пробрался ползком к тому месту, где лежал поверженный враг, и с удивлением увидел, что перед ним, уткнувшись головой в траву, лежит молодая женщина в пятнистом маскировочном комбинезоне. На длинных светлых волосах запеклась кровь.
Потеряв надежду в очной дуэли "уложить" шамана-сибиряка, враги через громкоговоритель предлагали ему перейти на их сторону, обещали огромные суммы в дойчмарках, райскую жизнь в рейхе, роскошные виллы, машины и даже красивых женщин, но после очередной удачной охоты "сибирского шамана" на его голову опять лилась злобная брань, бессильные угрозы наконец-то с ним рассчитаться.
Впервые о Номоконове рассказала газета Северо-Западного фронта "За Родину" в декабре 1941 года. В заметке сообщалось, что бывший забайкальский охотник Семён Номоконов имеет на своём счету 76 уничтоженных гитлеровцев, в том числе одного генерала. Весной 1942 года эта же газета написала, что на счету снайпера — 106 вражеских жизней. А 28 марта 1943 года Совинформбюро сообщало, что Номоконов истребил уже 263 фашиста.
О боевом пути, подвигах С. Д. Номоконова фронтовой корреспондент Евгений Воробьёв в апреле 1945 года написал статью "Трубка снайпера". Уже после войны забайкальский писатель Сергей Михайлович Зарубин написал книгу с аналогичным названием. Снайперская винтовка № 24638, вместе с книгой, ныне экспонируется в музее истории войск ордена Ленина Сибирского военного округа, где есть уголок, посвящённый С. Д. Номоконову.
В степной Аге не забывают прославленных снайперов — земляков С. Д. Номоконова и Т. Санжиева, память их свято чтут, подвиги помнят. В Феврале 1990 года Агинский районный комитет ДОСААФ впервые провёл районные соревнования по пулевой стрельбе из винтовки ТОЗ-8, посвящённые памяти снайпера Тогона Санжиева. А ко Дню Победы были проведены окружные соревнования по пулевой стрельбе на призы снайпера Семёна Номоконова.
#помним_ребят!
Комментарии 6
Спасибо за рассказ.