Вот ,что написано о последних днях жизни Л.Н.Толстого на сайте музея
http://tolstoy.lipetsk.ru
В последние годы своей жизни Лев Толстой испытывал тяжелые нравственные страдания, связанные с его вынужденным пребыванием в чуждой ему по духу и образу жизни среде, не разделявшей его взглядов. «Вид этого царства господского так мучает меня, что подумываю о том, чтобы убежать, скрыться», — отмечал он в дневнике 20 августа 1910 г.
Мысль о необходимости уйти и начать новую жизнь в среде простого трудового народа давно созрела в нем.
28 октября (10 ноября н.ст.) Лев Николаевич после бессонной ночи разбудил своего друга, домашнего доктора Д.П.Маковицкого и объявил ему, что принял окончательное решение уехать, и попросил помочь собраться в дорогу.
После коротких спешных сборов Толстой и Маковицкий тайно покинули Ясную Поляну. Своё последнее путешествие он начал на станции Козлова Засека, откуда они выехали на станцию Щекино.
Перед отъездом Лев Николаевич написал прощальное письмо жене:
“Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение мое в доме становиться, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни.
Пожалуйста, пойми это и не езди за мной, если и узнаешь, где я…”
Толстой направлялся к сестре Марии Николаевне, монахине женского монастыря в Шамордине, по пути заехал в Оптину Пустынь, провел ночь в гостинице. Уехав из Шамордина, Толстой в сопровождении Д.П.Маковицкого и дочери Александры Львовны сел в поезд, следовавший до Ростова-на-Дону.
Он предполагал на юге России поселиться у кого-либо из знакомых крестьян.
Ехали в вагоне третьего класса. Толстой простудился, началось воспаление легких с высокой температурой.
На станции Астапово Лев Николаевич вынужден был сойти с поезда.
Начальник станции Иван Иванович Озолин предоставил больному писателю помещение в станционном доме и сделал все возможное, чтобы обеспечить ему надлежащий уход и покой.
Весь мир был встревожен известием об отъезде Толстого из Ясной Поляны, его исчезновением и, наконец, тяжелой болезнью. Русские и иностранные газеты на первых полосах печатали хронику астаповских событий. Астапово сразу же оказалось наводнено корреспондентами, чиновниками, жандармами.
Среди приехавших был оптинский старец Варсонофий, но его к умирающему Толстому не пустили. Приехали и поселились в вагонах на станции члены семьи: Софья Андреевна, старшие дети – Сергей, Татьяна, Илья. Чтобы не волновать больного, Софью Андреевну к Толстому не допускали.
На старинной фотографии С.А.Толстая у окна дома И.И.Озолина. Рядом стоит В.Н.Философов и медсестра. Примерно 3-6 ноября 1910 г.
Комментарии 1