Фильма режиссера Евгения Матвеева "Особо важное задание", снят на киностудии Мосфильм.
Над фильмом работали:
Режиссёр: Матвеев Евгений
Сценаристы: Добродеев Борис, Попогребский Петр
Композитор: Птичкин Евгений
Оператор: Черных Игорь
Художник-постановщик: Валюшок Семен
В ролях: Гурченко Людмила, Борисов Лев, Самойлов Владимир, Киндинов Евгений, Матвеев Евгений, Земляникин Владимир, Кислов Михаил, Коновалова Светлана, Заклунная Валерия, Иванов Сергей, Хомятов Роман, Лазарев Евгений, Чернов Петр, Юхтин Геннадий, Выходцева Инна, Измайлов Олег, Олялин Николай, Парра Александр, Стоянова Людмила, Матушкина Надежда, Крючков Николай, Бондарь Иван , Исрафилов Фархад, Олейник Николай, Сергеев Илья, Чипиженко Ирина
О фильме:
1941 год. Война застает начальника производства авиационного завода Кириллова в отпуске в Крыму. По возвращении он получает задание эвакуировать завод за Волгу, и там на пустом месте наладить выпуск новой модели. Именно напряженная работа позволяет Кириллову пережить известие о гибели жены, а также дать силы и надежду на то, что он сможет найти пропавшего маленького сына...
Общая идейно-творческая устремленность авторов фильма – в жанре народной эпопеи рассказать о героизме тружеников тыла – в процессе работы обрела новые аспекты и грани, вполне естественные, когда один и тот же материал осмысливают художники, каждый из которых обладает своим самобытным почерком.
Сюжетной канвой кинокартины стал рассказ о том, как на одном из эвакуированных в глубь страны заводов был налажен выпуск легендарных штурмовиков «ИЛ-2». «Летающими танками» называли их воины Советской Армии. А для врага эти грозные машины были «черной смертью», вызывали панический ужас и страх. И мало кто знал и в те дни и сегодня, пока не увидел фильм «Особо важное задание», в каких неимоверно трудных условиях велась эта работа.
– Женщины, старики, дети… – рассказывает Евгений Матвеев. – Они делали то, что самой природой им не положено делать. Самой природой! Под проливным дождем, в снег и бурю – станки ставились прямо на землю, под них подкладывались шпалы, и цех работал, одновременно возводились стены, фундамент – в таких условиях рабочие смогли в шесть раз (!) превысить довоенную производительность труда. Откуда бралось такое мужество, что двигало этими людьми? Не жаловались, не сетовали, не плакали. А если и плакали, то помните, как Эльвира в фильме говорит? «Нам сейчас не до слез, нам злости не хватает. А если бы я знала, что моими слезами Гитлер задохнется, то я бы день и ночь ревела». Огромная любовь к Родине была в этих людях. Они не говорили о ней громких слов, просто жили этой любовью.
– Евгений Семенович, ваш фильм не первый среди тех советских картин, которые посвящены труженикам тыла. Достаточно вспомнить «Непобедимых», «Родные поля» Сергея Герасимова (первый поставлен совместно с М. Калатозовым), «Простые люди» Г. Козинцева и Л. Трауберга. Да и в таких фильмах о войне, как «Судьба человека» и «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие…» и «20 дней без войны», многих других отдельными штрихами, отсветами возникал волнующий образ героических будней тыла. Да и фильм, в котором вы снимались, «Родная кровь» не стоит в стороне от этих работ. В чем вы видели главную свою задачу в новом фильме? В чем его связь с вашей дилогией «Любовь земная» и «Судьба»?
– С каждым годом героическое прошлое нашей Родины открывает не только новые страницы истории, но и новые грани взаимоотношений человека и эпохи. С каждым годом требуется все более объемный взгляд назад, который позволяет острее, емче познать современность. Поэтому на смену локальным формам приходят исторические хроники, эпопеи…
Жизненность, необходимость разработки именно таких жанровых категорий диктуется самой жизнью, развитием общества.
Бывают такие времена в жизни народа, когда наиболее ярко, сильно выявляется характер человека, укрупненно проступают наиболее близкие и дорогие мне черты – мужество, стойкость, деятельная любовь к Родине. Таким-то временем была Великая Отечественная война. Я считал своим долгом воспеть человека в шинели – и маршала и солдата – тех, кто защитил страну.
Может быть, это слишком красивое слово «воспеть», но другое мне не годится. Так я снимал «Судьбу» – песнь тем, кто сжигал себя в огне боев. Так в фильме «Особо важное задание» я пою славу работавшим в тылу – на заводах, в колхозах. Их подвиг – и нравственный и физический, какой угодно – не меньше подвига фронтового. Именно поэтому мы ставили своей задачей не просто сделать фильм о тружениках тыла, а воссоздать народную драму о подвиге – подвиге внешне незаметном, не броском, но подвиге, сыгравшем огромную роль в общей победе над врагом. Отсюда и слова песни, ставшей одним из лейтмотивов картины: «Все то, что было главным на войне, // Должно в народной памяти остаться. // Не забывайте – с подвигом солдатским // Стоит рабочий подвиг наравне».
Мы стремились, чтобы фильм «Особо важное задание» не читался как биография одного конкретного завода, хотя история Воронежского авиационного завода и легла в основу сценария. Мы надеялись создать обобщенный образ тыла. Стремились, чтобы те, кто производил танки, корабли, пушки, снаряды, кто шил гимнастерки и тачал сапоги, считали, что этот фильм – и о них.
Снимали картину в цехах Воронежского авиазавода, но стремились уйти от конкретики и места действия и событий. Причин к этому было немало. Приведу один случай, который нас глубоко взволновал.
Однажды за городом, во время поисков места для натурных съемок, кто-то нашел осколок. Потом еще, и другой, и третий. На поле, где в ту пору созревал урожай. Представляете – осколки, оставшиеся с войны, на сегодняшней ниве! Это эхо далеких лет отозвалось в душе каждого из нас. Его отзвук наверняка нашел отражение и в фильме. Прошлое всегда рядом. И здесь был фронт, а не далекий тыл, как кажется сегодня.
Спустя несколько дней мы встретились с ветеранами завода, теми, кто работал здесь в годы войны. Собралось человек сорок. Каждому было что рассказать.
Их воспоминания, как говорится, хватали, перетряхивали душу, волновали, требовали обобщить, осмыслить то, что мы узнали. Не устану благодарить судьбу за очень важную для нас встречу.
– Евгений Семенович, фильм «Особо важное задание» поднимает и еще одну очень важную для вас тему, едва ли не центральную тему вашего творчества…
– Да, фильм и о любви. Я преклоняюсь перед женщиной, вынесшей тяготы войны. И считаю тему любви исключительно важной. Потому что убежден – кто высок в любви, тот высок и во всем. О чем бы я ни говорил сегодня зрителю, я говорю ему о любви. К женщине и ребенку, труду и земле, к людям. Ибо все это и есть обыкновенная «любовь земная» и вместе с тем высокая, возвышенная любовь к Отечеству…
Мне пришлось сыграть много положительных героев и в театре и в кино. Болезненно переживал каждую неудачу. И с годами понял, что для успеха нужна высокая гражданская перспектива, а не мелкая, личная. Перспектива народа, государства. Именно с этой точки зрения мы стремились трактовать все главные, и не только главные, а в целом все образы нашего фильма.
– Раз уж вы заговорили об образах, то следует, вероятно, спросить вас и об актерах. В «Особо важном задании» собраны замечательные актеры разных поколений. Что было для вас главным в работе с ними? Как складывались во время съемок взаимоотношения Матвеева-режиссера с Матвеевым-актером?
– Подобный вопрос – кто над кем довлеет – мне задавали не раз. И я всякий раз затрудняюсь сказать однозначно побеждает ли во мне актер, или, как говорил Станиславский, режиссер умирает в актере. Не могу разделить эти две работы. Случается, есть интересный сценарий, но не вижу роли для себя, и потому вынужден отказаться от него ведь работа над фильмом продолжается около двух лет, а столько времени не играть – не могу себе позволить, ибо это значит остановиться, закостенеть
В своей работе я всегда помню афоризм моего учителя Александра Петровича Довженко «Двое смотрят вниз. Один видит лужу, другой звезды». Эти слова стали для меня «компасом» – видеть прекрасное в обыденном, в земном. И в этом смысле фильм «Особо важное задание» не является исключением. Каждый образ был для нас значителен и важен. Соответственно, каждый актер должен был быть яркой индивидуальностью. Это относится и к Заклунной, и к Гурченко, и к Самойлову, и к Парре. У каждого из них индивидуальная, по-своему весомая для драматургии фильма роль. Но в том-то и значительность по-настоящему большого актера, если он не играет «на себя», а умеет проникнуться основной идеей произведения и через свой образ донести ее до зрителя.
В этой связи не могу не сказать несколько слов о бригадире Панченко, сыгранном Николаем Крючковым. За плечами этого замечательного актера более ста ролей, многие из которых стали классикой искусства экрана. Но Крючков соглашается играть у нас в фильме, причем играть в канун своего юбилея, хотя роль ему досталась на первый взгляд далеко не «бенефисная», она не велика по объему, не занимает центрального места, создав образ обаятельный и колоритный. Добрую и мудрую силу своего таланта он затратил главным образом на то, чтобы «сыграть» окружающих Панченко на заводе мальчишек-рабочих, пробудить боль и гордость за них.
Образы, созданные в фильме, действуют по принципу взаимодополняющих и взаимооттеняющих друг друга зеркал. Каждый по-своему значителен. И вместе с тем существование каждого отдельного героя невозможно без воссозданного ему в фильме окружения. Все они – это люди, которые не служат, а созидают. И потому я беру на себя смелость сказать, что с главной своей задачей наш коллектив справился. Нам удалось создать образ главного героя картины. Это народ Народ-победитель Народ-творец
– Евгений Семенович, и все же несколько слов об образе Кириллова, которого сыграли вы В чем вы видите его связь или различие с другими вашими героями?
– В Кириллове я стремился пронести главную мысль всего фильма. И так как такая задача стояла перед всеми актерами, занятыми в фильме, образ Кириллова является не главным, а одним из образов, созданных в фильме. Именно типичность образа – вот что было для меня основным в Кириллове
Он один из тружеников тыла, герой военных будней эвакуированного завода. Как и на многих других, на него обрушиваются тяжелые личные испытания, и характерные для тех лет и исключительные. Нет вестей от сына, который поехал отдыхать к бабушке и оказался на территории, временно оккупированной врагом, погибает на фронте его жена. Сам Кириллов проходит через ложные обвинения и арест, но, несмотря на это, сохраняет любовь и веру в свое дело, в свой народ, свою Родину. Он не поддается мелким «личным» обидам, а продолжает свой труд. Именно такие люди являются, на мой взгляд, подлинными героями и военного прошлого и наших дней. Для Кириллова нет понятия «мое», а только «наше», ради которого он готов погибнуть, но не сдаться, не измельчать. Это составляет смысл его жизни.
И в этом плане Кириллов – родной брат других моих любимых экранных героев. Его связывают глубокие кровные, родственные связи с Нагульновым, Шаповаловым, Дерюгиным. Это всегда надежные, крепкие духом, сильные личности. Это люди честные, не соизмеряющие выгодность или невыгодность для себя. Они разные и по характеру и по общественному положению В каждом из них я вижу Нагульнова, страстно желающего видеть свое общество счастливым, богатым, радостным. Мне кажется, что нам еще многому можно научиться у шолоховских коммунистов
– Ваш фильм с большим успехом шел на экранах, его всесоюзная премьера состоялась в канун XXVI съезда КПСС. Какое значение вы придаете этим фактам?
– Конечно, для меня большая честь, что фильм «Особо важное задание» был выбран для всесоюзной премьеры. Это высокая оценка труда всего нашего коллектива, которая ко многому обязывает. Именно такие фильмы, на мой взгляд, и должны создаваться деятелями советского кино в ответ на заботу партии и правительства о дальнейшем развитии кинематографа. Имею в виду не тему, не принципы ее решения, не более узкие вопросы профессионального мастерства отдельных творческих работников, работавших над фильмом, а в первую очередь признание и успех у зрителей.
Я позволил себе столь категоричное утверждение потому, что ежедневно получаю десятки писем от благодарных зрителей картины. Письма эти волнуют. Они являются самым главным признанием нашей работы.
С Евгением Семеновичем Матвеевым трудно разговаривать. Он и в жизни столь же одержим и импульсивен, как на экране. И рассказывает он о своей работе так, что это надо слышать, а не читать или пересказывать. Да, воистину он справедливо написал в одной из своих статей: «Я ставлю восклицательный знак там, где другой ограничивается точкой с запятой».
Эта эмоциональность и максимализм жизнелюбия и жизнеутверждения – кредо Матвеева и в жизни и в творчестве.
Беседу вел К. Огнев http://allofcinema.com/osobo-vazhnoe-zadanie-osobo-vazhnoye-zadaniye-1981/2/ Read more: http://allofcinema.com/osobo-vazhnoe-zadanie-osobo-vazhnoye-zadaniye-1981/2/#ixzz7HvLVN788 https://www.mosfilm.ru/movies/35669/ http://www.divodvd.ru/screenshots/4768_2.jpg
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5