https://www.youtube.com/watch?v=-TnprC2hrIA Племена, на которых египетские тексты ссылаются как на «апиру», а также как на «шасу», что переводится как «бродяги», славились своим беззаконием и склонностью совершать набеги. В Ханаане (и Гаврииле) благодаря им появился производный глагол «саса(х)», «грабить». Вспоминаются в библейской традиции многочисленные пассажи, описывающие Яхве, «исходящего из Се’ир» и зарождающегося в Эдоме. Главный компонент более поздней амальгамы, образовавшей Израиль, и один из тех, от которых происходит Яхве, нужно искать среди шасу из Эдома уже в конце 15-го века до н.э.
В то время как родина шасу должна находиться в Моабе и Эдоме, эти номады на сезонной основе попадали в восточное Средиземноморье, по нескольким коридорам, ради пастбищ и разбоя. Так за 60-летний период, примерно с 1320 по 1260 гг. до н.э., шасу, согласно хронике, продолжали бесчинствовать в своем родном степном обиталище, протискиваясь на запад через Негеб.
Примерно поколением позже появляется единица, именуемая «Израиль» со всеми признаками анклава шасу.
Преобладание примитивных концепций общности было идеей договора между Яхве, богом группы, и сообществом (Но не отдельными людьми. Отдельно от сообщества индивиды не имели прав). Суверенитет оставался за Яхве, а не за сообществом (Иуд. 8:23), и хотя последнее часто сетовало на договор, Яхве ему не внимал.
Правила он положил фактически односторонне. Человеческая сторона ничего не высказала по этому факту. До предела Драконьи. Воля бога была крайне варварской. Чуждые группы, чьи действия, или присутствие которых, противоречило Израилю, приговаривались по приказу Яхве к геноцидному истреблению (Исход 17:14; Числ. 31; Сам 15:3), даже братание с иностранцами вело к мору (Числ. 25:9,18). Всякого, предавшего Яхве, сжигали (чис. 11:1-3; 16:35). Всякого жалующегося он поражал мором или насылал на него ядовитых змей. Сопутствующие культовые занятия, даже проводимые невинно, вели к смерти.
Волеизъявление божества интерпретировалось и исполнялось вождем, выбранным на основе adhoc, зачастую по той причине, что на нем чувствовалась харизма Яхве. Членство в кланах шасу не было эксклюзивным: изгои и неблагополучные могли добиться у них гостеприимства. Их склонность к обоюдоразрушительной борьбе повлекла выражение презрения со стороны Египта.
Конфликт шасу с фараоном, и, в меньшей мере, со ставленниками последнего в принципалитетах Ханаана, возник не из-за отказа в уплате поборов или дани. Египет не слишком был способен, и еще менее заинтересован, в доминировании над ними. Возник он из-за вполне заслуженной шасу репутации бандитов и грабителей, в чей кодекс поведения входило негусто жалости к жертвам. Они жили в палатках, в гористых районах, вдали от городов, там, где леса и хищники делали путешествие рисковым. Основным источником их богатства был скот. Но жизнь их казалась египтянам настолько спартанской, что те презрительно упоминали их как «живущих как дикая дичь».
Шасу селились в палестинских высокогорьях, или в зарождающемся Израиле, как мы, не сомневаясь, это назовем. Вели они простую сельскую жизнь, позднее переняв стили и стандарты низкогорных городов Ханаана. Экономические образцы, приемлемые для перехода к оседлой жизни, также были скопированы с прототипов Ханаана. После поражения от рук сил Рамсеса и появления позднее 1200 г до н.э. захвативших побережье морских людей, ханаанцы угасли как политическая сила, а «Израиль» зарекомендовал себя прочнее. Затем Египет перешел в период упадка. Это был конец Нового Царствования. Как политическая единица, Израиль возник после эпохи Рамсесов, и был основан на высокогорье, вдалеке от контроля египетской империи.
Из-за кочевнического прошлого этого народа теперь отношения израильтян, склонные к доминированию, можно назвать основополагающим критерием коммунальной и политической идентичности. А бывшего бога племени, иногда другим в исключение, переросшим в верховное национальное божество.
Поскольку на стадии их формирования запечатлелась экономика пастурализма (скотоводства), то границы для этой новой группы, внезапно получившей технологию железного века, ничего не значили, и они проявляли беспокойную склонность к экспансии, искоренению соседних племен, выживанию их с земель, принадлежавших им прежде.
Коренное население Ханаана сохранилось лишь вдоль побережья, к северу от Хайфы, и ныне известно как «финикийцы», которые занимают Тир, Сидон, Бейрут, Библос и Арйад.
Иронично то, что после своего поселения, не имея собственных традиций, евреи присвоили и унаследовали от них «Исход» и ряд других «писаний».
Один пучок историй сконцентрирован вокруг «предка», Авраама. Другой закручен вокруг фигуры вождя ханаан, Иакова. Другая ирония заключена в курьезном употреблении повествования об исходе в современной религии, которая использует его как символическую историю о свободе от тирании. Честное прочтение отчета «Исхода» и «Чисел» никак не может скрыть того, что Израиль был «освобожден» от тирании. А именно того, что на самом деле фараон был мягок по сравнению с тиранией Яхве, которой они едва сами не подверглись. Как история о свободе, «Исход» безвкусен в том плане, что предрассудок, основанный на прецеденте 3000-летней древности, чрезвычайно опасен.
Тогда как «Бытие» и «Исход» – это израильская адаптация ранней ханаанской традиции, то история Иосифа – это еврейский экземпляр известной линии повествования, широко использовавшейся в Египте и Леванте в то время, когда Пентатух был приговорен к писанию.
Основания верить в то, что под ней лежит фактической фундамент, нет никакого - отсутствие писания у «пророков» ранней традиции опровергает такое доверие. И читать ее, как историческое писание, неблагоразумно. Таким образом, эта группа, называемая «апиру», лежит слегка за пределами «вежливого» ханаанского общества позднего века бронзы.
Это было сборище антиобщественных ренегатов, поддерживавших полунезависимое сообщество в сельских районах ханаанских государств. Хотя, нередко служа этим государствам, в целом, апиру рассматривали свою независимость как свободу перемещения. Немало написано спекуляций на тему неприязненных социальных условий в ханаанском обществе, из-за которых могла возникнуть подобная группа. Но не похоже, чтобы сочетание плохого управления и экономического напряжения смогло сойтись, как это случилось в Римской Империи 3-го века Н.Э., чтобы вызвать «побег из земель» части элемента населения, лишенного права голоса.
Какова бы ни была причина, апиру, как говорит их название («поднимающие пыль», т.е. люди, быстро опустошающие владения), проявляли цыганоподобное качество, и вызывали у властей трудности в смысле своего подчинения. Их неоднородная натура ярко проиллюстрирована списками ценза от Алалакха, в котором в одну банду апиру входит вооруженный вожак, два наездника, два нищих и даже священник Истар.
Эти ранние «евреи» рассматривались как неудержимые в своих порывах и безразличные к цивилизованным манерам. Их общество ютило уголовников и изгоев. Хорошие люди с ними просто не братались. В одном египетском тексте есть такое описание.
«Банда воров пробралась в лагерь и отвязала ночью коней, и украдены были одежды твои. Конюх твой был разбужен, и, поняв, во что вляпался, умыкнул остальное, и теперь он целиком унесен жизнью зла: якшается с шасу, приняв на себя внешность азиата». Кстати, ханаанцам была бы отведена роль козла отпущения, которую для подкрепления входа фабриковал древний Израиль. Все вековые грехи взвалены на ханаанцев, самую злодейскую группу людей во всю историю.
Странно, но общепринятое мнение нашего современного мира – видеть древний Израиль воспринявшим историю как суд богов над человечеством, неизбежно ведущий к всеобщему спасению, так как боги ведут Израиль. К сожалению, эти тенденции не отражают ни научной, ни элементарно интеллектуальной честности. Необходимо рассматривать Израиль не с точки зрения его древнего ближневосточного контекста, а с такой, где бы его действительное место в этой установке было ни преувеличено, ни преуменьшено.
Надеюсь, написанное разубедило тех, у кого имелось неопределенное сентиментальное уважение к некой группе людей, - кто долгую историю славятся как со-артисты для себя и других.
Возможно, у некоторых из вас в сердцах произошли перемены – перемены подхода к основам религии и веры.
Кстати, если вам пожелается прочесть другой захватывающий миф, советую «Эпос о Гильгамеше». Он предшествует библии на целое тысячелетие, и, будучи древним, несвязанным с религией, мифом, помогает исследовать некоторую известную, но совершенно иную, территорию. Древние евреи воспользовались рядом понятий и символикой, построив свои «байки», основываясь на этой увлекательной классике из Месопотамии.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев