Первый вариант в 2006—2007 годах разрабатывали в соответствии с поручением Президента РФ В. Путина Минэкономразвития и другие ведомства. Целью разработки первого варианта Концепции было заявлено «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе»[1]. Окончательный текст КДР-2020[2] был утвержден Правительством РФ в ноябре 2008 г.
Необходимость разработки второго варианта КДР-2020 была обусловлена двумя причинами. Во-первых, утверждение концепции совпало с серьёзным усилением мирового финансово-экономического кризиса. До осени 2008 года он затрагивал только развитые страны, но утверждена правительством КДР была уже после того, как экономический кризис начался и в России. В результате КДР оказалась устаревшей, по сути, уже в момент своего принятия. Кризис привел к резкому и глубокому падению экономических показателей и сделал невыполнимыми большинство количественных ориентиров первого этапа реализации КДР-2020, который должен был охватить 2007—2012 года. Так, в 2012 КДР планировала достичь в отношении к 2007 году:
• увеличения ожидаемой продолжительности жизни на 2,5 года;
• роста ВВП на 37—38 %;
• роста производительности труда на 40—41 %;
• снижения энергоемкости ВВП на 17-19 %;
• роста реальных располагаемых доходов населения — на 53-54 %;
• роста инвестиций в основной капитал на 80—85 % и т. д.
Все эти показатели из-за кризиса выполнены не были.
Во-вторых, ведомственный характер разработки КДР привел к тому, что в ней детально указывались количественные ориентиры, которых следовало достичь к 2020 году в той или иной сфере, но в программе не были детально проанализированы проблемы и вызовы, стоящие перед российской экономикой и обществом. А способы достижения поставленных целей формулировались декларативно. Например:: «В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов».
Подготовка нового варианта стратегии была начата в декабре 2010 года по распоряжению премьера В. Путина. На площадках НИУ ВШЭ и РАНХиГС были созданы 21 экспертная группа под руководством ректоров Ярослава Кузьминова и Владимира Мау. Группы провели несколько сотен заседаний, обсуждений и дискуссий. В подготовке Стратегии участвовали, в частности, Евгений Ясин, Андрей Яковлев, Лев Якобсон, Сергей Дробышевский, Кирилл Рогов, Евсей Гурвич, Владимир Гимпельсон, Исак Фрумин, Владимир Назаров, Ирина Стародубровская, Ксения Юдаева, Александр Аузан, Татьяна Малева, Олег Вьюгин, Михаил Блинкин, Надежда Косарева, Андрей Клименко, Юрий Симачев, Елена Тополева, Павел Кадочников, Юрий Саакян, Юрий Удальцов, Борис Рудник, Татьяна Клячко, Наталья Акиндинова, Михаил Денисенко.
Каждая из групп регулярно проводила заседания, публиковала материалы на своей интернет-странице специально созданного сайта Стратегия 2020. Большинство заседаний проходило в открытом режиме, работа групп находила широкий отклик в прессе[3]. В работе над Стратегией 2020 приняли участие более 100 зарубежных экспертов, включая Энн Крюгер (бывший первый вице-президент МВФ), известного польского экономиста Марека Домбровского, Ричарда Болдуина (Graduate Institute в Женеве), Жерара Роланда (университет Беркли).
Работа экспертов была разбита на два основных этапа. На первом — до августа 2011 года — прорабатывались возможные развилки развития и соответствующие меры. После того, как промежуточный доклад объёмом около 600 страниц был передан в правительство, в министерствах и ведомствах прошли его обсуждения и были определены направления доработки документа.
Итоговый доклад объёмом 864 стр.[4] был подготовлен в декабре 2011 г. Опубликована[5] Стратегия-2020 была в марте 2012 года под названием «Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года Стратегия 2020: Новая модель роста — новая социальная политика». В 2011-12 годах были также проведены социологические исследования, целью которых было выяснить отношение различных слоев общества к предложениям Стратегии-2020.
Ключевые направления работы над Стратегией 2020 видны из перечня созданных для её обсуждения и написания групп:
• Группа 1. Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности (Владимир Мау, Евгений Ясин)
• Группа 2. Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры развития российской экономики (Сергей Синельников-Мурылев, Евсей Гурвич)
• Группа 3. Реформа пенсионной системы (Татьяна Малева, Ксения Юдаева)
• Группа 4. Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства (Андрей Яковлев)
• Группа 5. Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе (Леонид Гохберг)
• Группа 6. Налоговая политика (Сергей Дробышевский, Александр Галушка)
• Группа 7. Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика (Ярослав Кузьминов, Владимир Гимпельсон, Михаил Денисенко, Татьяна Четвернина)
• Группа 8. Новая школа (Исак Фрумин, Анатолий Каспржак)
• Группа 9. Сокращение неравенства и преодоление бедности (Владимир Назаров, Полина Козырева)
• Группа 10. Развитие финансового и банковского сектора (Герман Греф, Олег Вьюгин)
• Группа 11. Здоровье и среда обитания человека (Лев Якобсон, Сергей Шишкин)
• Группа 12. Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика (Ирина Стародубровская,Вячеслав Глазычев)
• Группа 13. Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок, создание федеральной контрактной системы (Александр Шамрин, Илья Соколов)
• Группа 14. Оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом (Андрей Клименко, Александр Аузан)
• Группа 15. Управление государственной собственностью и приватизация (Юрий Симачев, Александр Радыгин)
• Группа 16. Развитие общественных институтов (Елена Тополева, Михаил Федотов)
• Группа 17. Реформа бюджетного сектора в экономике (Борис Рудник, Татьяна Клячко)
• Группа 18. Реформа естественных монополий (Юрий Саакян, Юрий Удальцов)
• Группа 19. Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации (Михаил Блинкин, Ольга Дергунова)
• Группа 20. Международная позиция России: экономические ориентиры (Павел Кадочников, Александр Дынкин)
• Группа 21. Развитие экономической и социальной интеграции в постсоветском пространстве (Татьяна Валовая, Андрей Спартак)
Стратегия 2020 состоит из 25 глав, объединённых в 6 разделов, приложения, описывающего «бюджетный маневр» (изменения в расходах федерального бюджета), а также перечня мер по каждому из направлений развития, рассмотренных экспертами. Вот как структурирована стратегия: Предисловие. Новая модель роста — новая социальная политика
Раздел I. Новая модель роста
Глава 1. Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности
Глава 2. Стратегии улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности в целях перехода к модели устойчивого роста
Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе
Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста
Глава 4. Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры и развитие российской экономики
Глава 5. Налоговая политика
Глава 6. Реформа пенсионной системы
Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора
Раздел III. Новая социальная политика. Развитие человеческого капитала
Глава 8. Рынок труда
Глава 9. Миграция
Глава 10. Профессиональное образование
Глава 11. Новая школа
Глава 12. Сокращение неравенства и преодоление бедности
Глава 13. Политика охраны здоровья
Раздел IV. Инфраструктура. Сбалансированное развитие, комфортная среда для жизни
Глава 14. Государственная жилищная политика
Глава 15. Преодоление территориальной разобщенности
Глава 16. Снятие ограничений на развитие тепло- и электроэнергетики
Глава 17. Преодоление информационной разобщенности
Раздел V. Эффективное государство
Глава 18. Оптимизация присутствия государства
Глава 19. Развитие общественных институтов
Глава 20. Управление государственной собственностью и приватизация
Глава 21. Повышение эффективности государственных инвестиций и госзакупок
Глава 22. Реформа бюджетного сектора в экономике
Глава 23. Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика
Раздел VI. Внешний контур развития
Глава 24. Международная позиция России: экономические ориентиры
Глава 25. Развитие экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве"Бюджетный маневр" (предложения по реструктуризации расходной части бюджета)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев