Повелитель льдов: первый в мире атомный ледокол «Ленин»
Наряду с атомной энергетикой одним из побочных продуктов советского ядерного проекта стало строительство ледокола «Ленин» – первого в мире надводного судна с ядерной силовой установкой. Потребность народного хозяйства СССР в таком судне была острой. Запаса топлива дизельным ледоколам хватало максимум на месяц хода, что являлось недостаточным для обеспечения северной навигации. Атомный ледокол сможет работать на трассах Северного морского пути по шесть – восемь месяцев без перерыва. Поэтому 20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял Постановление о разработке такого судна.
Научным руководителем работ по созданию атомного ледокола был назначен выдающийся физик-ядерщик, академик Анатолий Петрович Александров (1903–1994). Проектирование атомохода «Ленин» возложили на ленинградское ЦКБ-15 (ныне ЦКБ «Айсберг») под руководством главного конструктора Василия Ивановича Неганова (1899–1978). Атомную паропроизводящую установку (АППУ) разрабатывало Опытное конструкторское бюро машиностроения во главе с крупным советским учёным Игорем Ивановичем Африкантовым (1916–1969). При разработке проекта АППУ впервые решался целый ряд сложных научно-технических задач. В их числе было существенное увеличение длительности кампании активной зоны и экономичное использование ядерного топлива. Научное руководство предложило ввести в активную зону выгорающие поглотители, что дало возможность продлить кампанию активной зоны до 200 суток, а применение циркониевых сплавов в элементах конструкции зоны позволило в 1,5 раза уменьшить потребление урана.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев