Судоходный канал через Вислинскую косу показан на монете Польши
Национальный банк Польши (Narodowy Bank Polski) 22 мвя 2023 года вводит в обращение памятную монету номиналом 5 злотых «Судоходный канал через Вислинскую косу» серии «Открой для себя Польшу». Новая монета стала семнадцатым выпуском в польской коллекции, начатой в 2014 году.
Идея строительства канала, соединяющего Вислинский залив с Гданьским заливом, восходит к временам правления короля Стефана Батория (1575–1586). После Второй мировой войны инженер Эугениуш Квятковский строит канал, дающий простой и прямой выход в Балтийское море, на косе, закрывающий Эльблонгский залив в районе Кальберга. Канал решает задачи большой экономической важности и оживляет небольшие рыбацкие порты этого залива.
Реализация первого этапа нового водного пути, соединяющего Вислинский залив с Гданьским заливом, длилась менее трех лет, но подготовка к этим инвестициям началась гораздо раньше. Первые проектные работы начались уже в 2007 году, как технико-экономическое обоснование потенциальных инвестиций. Помимо завершённого, рассматривались ещё три локации. Однако они были исключены из-за близости заповедников, лесопарков и застроенных территорий. Выбор места также зависел от рельефа местности и длины будущего канала.
Большое внимание в проекте уделялось обеспечению бесперебойного движения автотранспорта. В новой системе используются два поворотных моста, обеспечивающих непрерывность движения транспорта даже во время блокировки. Строительный проект представлял собой междисциплинарное исследование, включающее элементы из областей гидротехники, дорожного строительства, строительства мостов, архитектуры и сооружений. Центром управления транспортной системой является Офис капитана порта Новы-Свят, а самыми важным её элементом – шлюз с двумя двустворчатыми воротами.
Судоходный канал через Вислинскую косу, соединяющий Вислинский залив с Гданьским заливом, был официально открыт 17 сентября 2022 года, но проект также включает в себя реконструкцию существующего судоходного канала на косе Эльблонгского залива, строительство нового поворотного моста в Новаково и углубление судоходного канала в Вислинском заливе. Общая протяженность планируемого водного пути составляет почти 23 км. Инвестором всех этапов работ является Морское управление в Гдыне.
На диске аверса монеты отчеканен герб Польши – орёл, под лапой которого помещён знак Монетного двора Польши; ниже указан год выпуска: «2023». На внешнем кольце вдоль канта монеты круговая надпись с указанием государства-эмитента и номинала: «RZECZPOSPOLITA POLSKA • 5 ZŁOTYСH • ».
На реверсе биметаллической монеты изображён Офис капитана порта Новы–Свят и вход в канал со стороны Вислинского залива; слева внизу инициалы автора дизайна реверса монеты Павла Петраса (Paweł Pietras) – «РР». На кольце по кругу легенда – «KANAŁ ZEGLUGOWY PRZEZ MIERZEJĘ WIŚLANĄ» (Судоходный канал через Вислинскую косу); справа имеется сектор со скрытыми изображениями, видимыми поочередно при изменении угла зрения: год чеканки – «2023», и аббревиатура Национального банка Польши – «NBP».
Номинал монеты – 5 злотых; материал: кольцо – медно-никелевый сплав, диск – алюминиевая бронза; вес: 6,54 г, диаметр: 24 мм, тираж – 1.000.000 шт.
По материалам:
ssl.nbp.pl и
www.numismatica-visual.es
Нет комментариев