Какие детские книги были запрещены в СССР и почему
С 1920 до середины 1950-х годов за литературой в России пристально следила цензура Главполитпросвета и лично супруга Ленина Надежда Крупская, которую назначили контролировать издания для детей и юношества. Хотя у нее не было своих малышей, Крупская полагала, что точно знает, какие книги нужны ребенку, и была крайне категорична: детская литература - один из самых сильных инструментов воспитания личности, поэтому содержание этих книг должно быть строго коммунистическим. Все, что не отвечало этим высоким требования, безжалостно искореняли.
Так Крупская составила первые "черные списки" книг, которые нужно было немедленно убрать из советских библиотек. К удивлению многих туда попали признанные хиты детской литературы и многие популярные сказки. С полок исчезли "Аленький цветочек" Аксакова, "Городок в табакерке" Одоевского и даже сказки Пушкина! Но, кстати, против самих сказок Крупская не выступала, просто считала, что советским детям не нужны старые, проверенные временем истории. Сказки должны были быть новые, наполненные современной действительностью и революционным содержанием.
Самый известный пример "опальной" детской литературы - произведения Корнея Чуковского. Раньше мы уже рассказывали о том, что травля писателя, борьба с "чуковщиной", началась именно с подачи Крупской, которая резко критиковала сказку "Крокодил". По ее мнению сюжет "Крокодила" был полной чепухой, в которой не было полезного политического смысла, зато скрытая критика новой власти, скорее всего, имелась, и вообще вся сказка оказалась "буржуазной мутью".
Дальше критика добралась и до остальных сказок Чуковского: "Муха-Цокотуха" была плоха странной свадьбой и тем, что Муха - переодетая принцесса, а Комар - переодетый принц, поэтому вся история рассказывает про недопустимые "мещанство, буржуазные праздники и кулацкое накопление". "Тараканище", как и "Крокодил", давало детям "неправильные представления о мире животных и насекомых". А Бибигон не угодил цензорам тем, что сказка "была внеидеологической, а значит, не соответствовала задачам коммунистического воспитания". Опала поэта продолжалась до оттепели, и только при Хрущеве сказки Чуковского, которые в первые годы издания полюбили тысячи детей, снова вернулись в печать.
По той же причине одно время был запрещен и "Маугли" Киплинга. Чуковский отмечал в своем дневнике, что книгу критиковали "Потому что в ней разговаривают все звери, а такого не может быть". Да и в целом, по мнению Главлита, советским пионерам нужны были совсем другие примеры для подражания.
Критика "буржуазных" сюжетов коснулась и совсем неожиданных произведений. Так, однажды комиссия хотела запретить сказку "Курочка Ряба". Причина: недопустимая мистика, куры не могут нести золотые яйца. К счастью, этот нелепый запрет все же не был реализован. Несладко пришлось и сказке "Конек-горбунок": сначала говорили, что "По части воспитательной для детей в ней всё от реакционного и непедагогического, – здесь все по царю мерится и по боярам", а позже "история замечательной карьеры сына деревенского кулака". К счастью, сказку спас Сталин, который, как говорят, эту историю Ершова просто обожал.
Отголоски цензуры докатились даже до Маршака! Хотя все его произведения были максимально далеки от какой-либо идеологической подоплеки, все же писатель жаловался: его известное стихотворение "Дама сдавала в багаж…" собирались на полном серьезе объявлять клеветой на советские железные дороги! Еще один яркий пример работы ранней советской цензуры - Эдуард Успенский, которому досталось за то, что в его книгах были какие-то смутные сюжеты. Например в Чебурашке герой ищет себе друзей по объявлению - возмутительно! Ведь в СССР такого быть не могло: в Стране Советов и так все друг другу были друзья и братья!
Дорогие читатели, вы знали об этих фактах? Слышали о борьбе с "чуковщиной"? Делитесь в комментариях - мы очень рады вашим мнениям и теплым книжным беседам. #книга#книги#дети#детство#детскиекниги#литература#ссср#классика Подписаться на наш канал и читать еще больше интересного о детской литературе можно здесь - нажми
https://ok.ru/melikpashaev
:
Издательство "Мелик-Пашаев" l Детские книги
📚 Мы - издательство Мелик-Пашаев. Делаем книги, которые по-настоящему нравятся детям с 0 до 15 лет.
Выпускаем:
🔹 переиздания лучших книг советского периода,
🔹 мировые детские бестселлеры,
🔹 книжки-картинки для малышей,
🔹 книги для школьников, от которых невозможно оторваться,
🔹 комиксы
🔹 виммельбухи
и другие.
https://dzen.ru/melikpashaev
В плане Крокодила Крупская права. Чуковский был труслив до жути (мне до сих пор по голове прилетает от его глупых читателей, хоть я не акула), вот и накатал докладов для детишек, типа давайте детки порешайте за него проблемы мирового масштаба. На мой взгляд он о себе всё написал в стихотворении Мурочка. Короче, если пишете для детей, то это должно радовать, быть весёлым, нестрашным,действительно для детей. А Чуковсому надо было печататься в журналах для взрослых в рубрике "иными словами", которую полезно читать психиатрам.
По поводу почему исчезли перечисленные книги в то время: даже если бы они сейчас не появились на прилавках, мы особо не потеряли бы от этого. Для рьяных поклонников Пушкина и перечисленных авторов библиотеки и музеи всегда готовы распахнуть свои двери и читальные залы. Домашняя библиотека - дело непростое. Кстати когда запрещали автора к печати его обязательно начинали печатать в периодике, подчёркивая бульварность его творчества.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3