— Ты отнеси, а потом расскажешь, обычная или нет, — хмыкнул дед, вытряхивая из корзины отборные белые грибы. — Только смотри, в дом не заходи. Передай под дверью, да и всё.
Фёдор закатил глаза. Суеверия деревенские, только и всего. Но грибы взял.
Путь к дому Мавры лежал через всю деревню. Пройдя половину дороги, Фёдор почувствовал странное: взгляды. Со всех сторон на него смотрели. Он огляделся — никого. А ощущение не исчезало.
Дом Мавры, окружённый высоким жёлтым бурьяном, показался внезапно. Двухэтажный, деревянный, с резными ставнями. Фёдор удивился, ему всегда казалось, что старуха живёт в полуразвалившейся лачуге. А тут — почти терем.
Калитка в уродливом покосившемся заборе скрипнула, пропуская его во двор. Сквозь траву пробивалась едва заметная тропинка к крыльцу, но Фёдор видел и другие — они расходились во все стороны, будто паутина, теряясь в высокой траве.
— Есть тут кто? — крикнул он, поднимаясь на крыльцо. — Я от деда, грибы принёс!
Тишина. Только ветер шуршал в бурьяне. Фёдор оглянулся, деревня была видна отсюда как на ладони, но почему-то казалась нереальной, словно нарисованной. Дверь дома приоткрылась с протяжным скрипом.
— Заходи, коли пришёл, — голос был тихим, но Фёдор услышал его ясно, словно старуха говорила прямо в ухо. — Грибы на стол поставь.
Он помедлил, вспомнив дедово предупреждение. Но любопытство пересилило. Дверь открылась шире, будто приглашая.
Внутри было темно, пахло сырой глиной. Фёдор моргнул, привыкая к полумраку. Большая комната с низким потолком, в центре — стол, заваленный странными фигурками. Глиняные человечки, домики, деревья, животные. По стенам — полки, и на них — ещё сотни фигурок.
— Здравствуйте, — неуверенно произнёс Фёдор, ставя корзину с грибами на краешек стола. — Я вам грибы принёс. Белые.
— Знаю, — ответила старуха, выходя из тени.
Маленькая, сгорбленная, с необычно гладким для её возраста лицом. Только глаза, глубокие, тёмные, выдавали настоящий возраст.
— Садись. Чаю попьём.
— Спасибо, но мне пора, — Фёдор сделал шаг к двери, но та неожиданно захлопнулась.
— Некрасиво от угощения отказываться, — покачала головой Мавра. — Садись. Посмотри, что я сделала.
Она указала на стол. Фёдор подошёл ближе и замер, среди глиняных фигурок стояла одна, поразительно похожая на него самого. Тот же чуб, те же широкие плечи, даже родинка на шее. Фигурка держала в руках маленькую глиняную корзинку.
— Это... я? — выдавил Фёдор.
— Ты, — кивнула Мавра. — Я всех леплю, кто в деревне живёт. Чтобы не потерялись.
— Потерялись?
— Во снах, — старуха села за стол, пальцами трогая глиняные фигурки. — Каждую ночь деревня спит. И каждую ночь сны могут забрать кого-то. Навсегда.
Фёдор хотел рассмеяться, но не смог. Что-то в глазах старухи заставило его поверить.
— И что, эти фигурки защищают?
— Не защищают. Удерживают, — Мавра взяла его фигурку и поставила рядом с другой — девушкой с длинной косой. — Видишь?
Фёдор замер. Глиняная девушка была поразительно похожа на Марину из соседней деревни, в которую он был тайно влюблён уже второй год. Откуда Мавра могла о ней знать?
— Она тебе снится, — это был не вопрос, утверждение. — Каждую ночь. И ты ей тоже. Вы встречаетесь во снах, говорите, гуляете по берегу...
— Откуда вы... — начал Фёдор.
Но старуха перебила:
— Это опасно. Сны затягивают. Вы уже почти потерялись.
— О чём вы? Это просто сны.
— Не просто, — Мавра встала, подошла к печи, стоявшей в углу. — Когда люди спят, они могут уйти. Их души выскальзывают из тел и бродят. Иногда возвращаются, иногда — нет.
Она открыла заслонку. Внутри печи что-то шевелилось, словно внутри была не топка, а глубокий колодец, в котором клубилась серебристая мгла.
— Что это? — прошептал Фёдор.
— Сны, — просто ответила Мавра. — Они приходят отсюда. Вползают в деревню, заглядывают в окна, находят спящих. Забирают тех, кто готов уйти.
Фёдор подошёл ближе. Внутри мглы действительно двигались какие-то тени — смутные образы, лица, фигуры.
— И вы... что с ними делаете?
— Возвращаю, — Мавра кивнула на фигурки. — Пока есть они, души будут возвращаться. Даже если сами не захотят.
— Но зачем? Если кто-то хочет уйти...
— Ты хочешь уйти? — перебила Мавра. — С каждым сном ты всё дальше. Ещё немного, и не вернёшься. Твои родители найдут утром твоё тело — холодное, без дыхания. И никто не узнает, что на самом деле ты ушёл во сне.
Фёдор отступил:
— Вы сумасшедшая.
— Возможно, — не стала спорить старуха. — Но сегодня ночью не спи. Посмотри на небо. Увидишь, как они бродят, потерянные души, те, кого я не успела заякорить глиняными двойниками.
— Я пойду, — твёрдо сказал Фёдор, направляясь к двери.
Та больше не сопротивлялась, открылась легко, выпуская его на свежий воздух.
Дома он рассказал деду о странном разговоре, о глиняных фигурках, о печи с серебристой мглой. Дед слушал, хмурясь всё сильнее.
— Не ходи к ней больше, — только и сказал.
Ночью Фёдор не мог заснуть. Слова старухи крутились в голове. Выйдя на крыльцо, он поднял глаза к небу. И замер.
Между звёздами плыли светящиеся фигуры — полупрозрачные, тающие в ночном воздухе. Они напоминали людей, но были словно вылеплены из светящегося тумана. Некоторые медленно двигались к земле, другие — поднимались выше.
Фёдор протёр глаза. Видение не исчезло. Одна из фигур, казалось, заметила его. Плавно спустилась и зависла прямо перед ним — призрачное подобие человека, с размытыми чертами лица. Протянула руку, будто приглашая.
В этот момент Фёдор вспомнил сон, который видел почти каждую ночь последнего месяца. Он и Марина стояли на каком-то обрыве, глядя вниз, на раскинувшуюся внизу долину, залитую странным голубоватым светом.
— Прыгнем? — спрашивала она каждый раз.
И каждый раз он почти соглашался, но просыпался в последний момент.
Призрачная фигура перед ним обретала всё более чёткие очертания. Фёдор с ужасом узнал Марину — ту же улыбку, ту же косу. Только глаза пустые, затянутые серебристой пеленой.
— Марина? — прошептал он.
Фигура кивнула и снова протянула руку. Фёдор почувствовал, как его тянет к ней, как что-то внутри него стремится вырваться наружу, последовать за этой призрачной девушкой в ночное небо.
С трудом отводя взгляд, он повернулся и бросился в дом. Заперся, задёрнул шторы, лёг в постель. Сердце колотилось, как бешеное. Несмотря на страх, глаза слипались.
Его разбудил дед на рассвете. Лицо старика было серым от усталости.
— Вставай, — сказал он. — В соседней деревне беда. Девушка умерла во сне. Марина.
Фёдор почувствовал, как земля уходит из-под ног. Он помнил свой сон этой ночи. Они стояли с Мариной на обрыве, глядя вниз, на долину, залитую голубоватым светом.
— Прыгнем? — спросила она.
— Нет, — ответил он.
Она улыбнулась, отпустила его руку и шагнула вперёд. Одна.
Весь день Фёдор ходил как в тумане. А вечером снова оказался у дома Мавры. Не помнил, как дошёл.
— Я знала, что ты придёшь, — сказала старуха, открывая дверь. — Входи.
На столе среди глиняных фигурок лежала разбитая — девушка с длинной косой. Рядом с ней — маленькая глиняная корзинка.
— Её больше нет, — тихо сказал Фёдор.
— Нет, — кивнула Мавра. — Она ушла во сне. Я не успела её удержать.
— Из-за меня?
— Нет. Из-за снов. Они затягивают. Обещают иные миры. Иногда люди верят.
Фёдор посмотрел на свою фигурку:
— А я? Я тоже мог уйти?
— Мог, — Мавра взяла его фигурку в руки. — И до сих пор можешь. Сны никуда не делись. Они ждут, когда ты закроешь глаза.
— Что мне делать?
— Решать тебе, — старуха положила фигурку обратно на стол. — Я могу удерживать тебя здесь. Могу разбить фигурку, и тогда ты будешь свободен, решишь, уйти или остаться. Выбирай.
Фёдор смотрел на глиняных человечков. Каждый — чья-то жизнь, чья-то душа. Привязанная к земле искусством старой ведьмы.
— А если я останусь? Марина... она одна там?
— Не одна. За долгие годы многие ушли. У них своя жизнь, свои правила.
— Она была бы счастлива там?
Мавра пожала плечами:
— Кто знает? Сны не рассказывают мне всего. Я лишь вижу, где происходит разрыв, и пытаюсь его штопать.
Фёдор протянул руку и коснулся своей фигурки:
— Я хочу остаться. Но выбирать сам.
Старуха кивнула, будто ожидала этого ответа:
— Значит, тебе нужно научиться управлять снами. Возвращаться самому, без глиняного якоря.
— Вы научите?
— Научу, — Мавра улыбнулась. — Мне нужен помощник. Кто-то, кто продолжит моё дело, когда я уйду. Кто-то, кто сможет видеть сны, но не теряться в них.
Она взяла кусок влажной глины, начала разминать его морщинистыми пальцами.
— Давай я покажу тебе, как лепить правильные фигурки. Те, что смогут удерживать души в нашем мире. Чтобы никто больше не ушёл, как Марина.
Фёдор сел рядом, внимательно наблюдая за движениями старых рук. Первый раз в жизни наука отступила перед чем-то, чего он не мог объяснить. Перед тайной, которая была старше, чем все его учебники по физике.
Глина под пальцами старухи оживала, приобретая знакомые черты односельчан. Серебристая мгла клубилась в печи. А где-то высоко среди звёзд парили потерянные души, ждущие возвращения.
Или нового попутчика, который решит остаться с ними навсегда.
Комментарии 35
Спасибо автору. Напомнил , что жизнь многогранная, многому есть место