Проблема подростковой преступности и правонарушений остается одной из самых острых в современном обществе. Современные подростки значительно отличаются от своих предшественников. Разрушены многие устаревшие стереотипы, а нормативные и ценностные ориентиры претерпели изменения. Сегодня подростки не просто не теряются в мощном информационном потоке, а прекрасно в нем ориентируются. Однако, эта информация часто оказывает негативное влияние на их несформировавшуюся психику. Важно понимать, что далеко не все, что предлагает телевидение и интернет, является достоверным, правдивым и полезным для формирования личности.
Все чаще подростки стремятся к роскошной жизни и высоким доходам, не желая при этом прилагать усилий. Наблюдается неуважение к родителям и старшему поколению, утрата культуры общения, а плохие манеры и пагубные привычки, к сожалению, становятся "модными".
Подростковый возраст – переломный этап в развитии личности. Стремление к самостоятельности и взрослости, юношеский максимализм толкают подростков на необдуманные поступки, влекущие за собой серьезные последствия.
К сожалению, правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними, все реже напоминают детские шалости или спонтанные выходки. Подростковая преступность не только "омолаживается", но и становится более жестокой, изощрённой.
Истоки формирования криминогенных групп несовершеннолетних часто кроются в семейном неблагополучии, неудовлетворительном положении в своем коллективе (классе, группе), нарушении принципов социальной справедливости и формальном подходе к работе с подростками. В поисках компенсации они находят "свободу" на улице, в среде таких же отвергнутых и непонятых.
Ключевыми факторами, влияющими на становление подростков, являются:
1. Семья: Отношения в семье играют важнейшую роль в воспитании и формировании личности подростка. В настоящее время многие дети воспитываются одним родителем, чаще всего матерью, что приводит к недостаточному надзору, нехватке моральной поддержки, заботы и внимания. Все это негативно сказывается на формировании личности.
Подавляющее большинство "трудных" подростков растут в неблагополучных семьях. Встречаются также семьи, где родители используют неправильные методы воспитания или равнодушны к внутреннему миру ребенка: чрезмерная опека, удовлетворение всех желаний и капризов, что, парадоксально, может ущемлять самолюбие и достоинство ребенка.
Нельзя забывать и о малообеспеченных семьях. Подросток из такой семьи может болезненно переживать свою "скромную" одежду, что приводит к комплексу неполноценности. В сочетании с другими факторами это может подтолкнуть несовершеннолетнего к совершению преступления.
2. Школа: Важную роль играют отношения между учителями, одноклассниками и "трудными" подростками, а также отношение последних к учебе. Конфликты с педагогами усугубляются чувством изоляции в классе, ощущением себя чужим. Как правило, "трудные" подростки плохо учатся. Изоляция в классном коллективе является одной из ведущих причин, способствующих их становлению на путь правонарушения.
Улица как альтернатива: причины и последствия
Недостаток внимания и поддержки в семье и школе толкает подростков на поиски другой среды, где они могут удовлетворить потребность в общении. Часто такой средой становится улица. К сожалению, попадание под "дурное" влияние может негативно сказаться на формировании личности. Такие подростки, как правило, не имеют устойчивых интересов и увлечений, не посещают спортивные секции и кружки, и, как следствие, обречены на бесцельное времяпрепровождение.
Причины подростковой преступности:
• Слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
• Недостаточное внимание к воспитательной функции в системе образования.
• Недостаточная безопасность в учебных заведениях.
• Слишком мягкое наказание за совершение преступлений.
• Незнание законов.
• Уверенность в безнаказанности.
• Безделье и стремление к развлечениям.
• Желание выделиться среди сверстников.
• Неблагополучная семейная обстановка.
• Давление со стороны сверстников.
• Употребление алкоголя и наркотиков.
• Чувство вины и стыда за неблагополучных родителей.
Роль школы в профилактике правонарушений
Школа играет ключевую роль в формировании личности подростка, поскольку дети проводят там большую часть времени. На педагогов возлагается огромная ответственность за воспитание. Федеральный закон "Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних" определяет школу как субъект формирования правомерного поведения и профилактики противоправных действий.
Профилактическая работа с учащимися – это сложный, многоаспектный и длительный процесс.
Ранняя профилактика направлена на оздоровление среды и оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, до того, как эти условия окажут существенное негативное влияние на их поведение.
Основная задача профилактики правонарушений и формирования законопослушного поведения несовершеннолетних – раннее выявление причин, способствующих отклонению от норм.
Основные формы работы по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения:
1. Изучение особенностей личности учащихся, занятия по коррекции поведения, обучение навыкам общения.
2. Организация внеурочной деятельности и занятости в каникулярное время.
3. Консультации для учащихся и их родителей.
4. Индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и родителями.
5. Вовлечение учащихся в социально значимую деятельность через реализацию проектов, занятость в спортивных секциях, кружках, участие в школьных мероприятиях.
В профилактической работе с каждым ребенком важно не упустить время на ранней стадии, когда личность еще не сформировалась и легче поддается позитивному воздействию.
Стадии отклоняющегося поведения подростков:
1. Неодобряемое поведение — поведение, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством.
2. Порицаемое поведение — это поведение, вызывающее осуждение окружающих, педагогов или родителей.
3. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
4. Предпреступное поведение — это поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения.
5. Противоправное (преступное) поведение — это действия, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку.
Признаки проблемных детей:
1. Уклонение от учебы.
2. Низкая общественно-трудовая активность.
3. Негативные проявления в поведении.
4. Повышенная критичность по отношению к педагогам и родителям.
5. Негативизм в оценке деятельности.
6. Равнодушие и негативное отношение к воспитательным мероприятиям
Только совместная и слаженная работа семьи, школы и внешних досуговых и социальных учреждений и организаций может принести положительный результат в воспитании подрастающего поколения.
Как писал А.С. Макаренко: "Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса".
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев