День Знаний
На свете много интересных и разных профессий, но есть среди них одна, без которой не может обойтись никто. Это профессия учителя. Уникальная профессия — вне времени, вне моды, вне географии. Являясь одной из древнейших, она остается востребованной и по сей день. А быть педагогом — трудно всегда. Сегодня, в День знаний, с удовольствием рассказываем вам об Иване Тихоновиче Горбаче — учителе с 50-летним стажем, педагоге-дефектологе, отличнике народного образования.
Полвека назад Иван Тихонович Горбач окончил Национальный педагогический институт им. Горького. По зову души и сердца стал педагогом-дефектологом. В Донецк приехал по распределению и много лет работал в общеобразовательной спецшколе-интернате №3 Киевского района города.
Со своими учениками ребятами Иван Тихонович прошел с турпоходами практически по всем лесам и заповедникам Донбасса. Они посетили Хомутовскую степь и Каменные могилы, побывали на Саур-Могиле, в Славяногорске, Краснодоне. Ездили автобусами, поездами, летали самолетами по Союзу: Киев, Закарпатье, Минск, Брест, Бытень, Хатынь. Провели множество интересных вечеров, встреч, диспутов, конкурсов, соревнований. Неоднократно посещали театры, музеи, стадионы, цирк «Космос», встречались с Героями Великой Отечественной Войны, с ветеранами и героями труда.
Всё увиденное и услышанное на уроках и во внеурочное время помогло сотням наших воспитанников вырасти добрыми, любознательными, трудолюбивыми и всесторонне развитыми. За 3 лет, которые Иван Тихонович проработал с особенными детьми в речевой школе-интернате, все ребята исправили недостатки речи. А значит, он помог детям и реабилитировать психологически, изменил их жизнь к лучшему.
Иван Тихонович с гордость отмечает: никто из его воспитанников не пристрастился к рюмке и сигарете. Никто не сквернословил, не воровал, не врал, не бродяжничал. Напротив, учащиеся, страдающие в детстве речевыми и другими нарушениями, выросли полноценными гражданами страны. Многие стали шахтерами и медиками, кулинарами и архитекторами, водителями, строителями и т.д.
Спрашиваем Ивана Тихоновича, как же удавалось так воспитывать детей, в чём секрет? Заслуженный педагог отвечает просто: нужно заинтересовать и самому быть примером. Учитель, как никто другой, обязан жить и трудиться по законам совести. Если этого нет у учителя, то и детям будет нелегко.
Работая учителем-дефектологом, Иван Тихонович вместе с учениками высадил на пустыре возле школы сотни деревьев. Они создали целый зеленый парк!
— Прежде, чем выйти на участок, я провел беседу с детьми. Рассказал, какую важную роль играют зеленые насаждения в жизни людей, особенно в условиях крупного индустриального города, И через несколько дней десятки тополей выстроились рядами вдоль тротуаров. Посадили ещё акации, ясени, клёны, плакучие ивы, кусты шиповника. До самого выпуска ребята ухаживали за насаждениями, окапывали и поливали их — вспоминает Иван Тихонович.
Ведь учитель должен быть не только умным, но и деятельным, морально-нравственным. Многие эти качества за годы капитализма видоизменились до неузнаваемости. А жаль...
Действительно, пожалуй, ни одна профессия на свете не требует от человека столько жизненных сил, энергии, терпения, знаний, умений, бодрости духа, как учительская профессия.
Школьный учитель — это не только языковед, математик, географ или биолог. Он — классный руководитель, наставник учеников. Он ведёт своих учащихся по ступенькам взрослости. Одновременно и сам проходит трудную воспитательную школу: от терпеливой и доброй няни до требовательного в своей доброте и порядочности старшего друга.
Многогранную жизнь любого класса нельзя ограничить одними уроками, даже если они проводятся грамотно, интересно, профессионально.
Жизнь в школе многогранна. И для того, чтобы создать крепкий детский коллектив, классному руководителю нужно потратить много сил, энергии, знаний, умений и таланта.
— Не позволять душе лениться! Вот лозунг, который должен стать всей многогранной и трудной деятельности учителя. С большим ли педагогическим опытом или же он только начинает в школе делать свои робкие шаги. Речь идет о том, что каждый учитель призван делать свою школьную работу вдохновенно, заинтересованно, чтобы нелегкое учительское дело приносило радость общения и удовлетворение педагогу и детям, — подчёркивает Иван Тихонович в нашей беседе.
И добавляет: заинтересовать может лишь тот, кто сам заинтересован. Научить учиться за партой посильно тому, кто сам всю жизнь учится. Об этих прописных истинах нужно помнить всегда, пока бьется неспокойное учительское сердце. Это в равной мере касается руководителей школ, которые призваны не на словах, а на деле показывать образцы творчества на уроке, а также во внеклассное время.
Учитель всегда был и остается идейный представителем государства в школе, ПТУ, техникуме и институте, он исполняет его социальный заказ, отвечает за воспитание подрастающей смены.
Как и раньше, главным действующим лицом в школе остается учитель. Он — сердце школы, от его умений, доброты и таланта зависит, каким Гражданином вырастет сегодняшний ребёнок.
Анна КОЖЕВНИКОВА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев