Достояние Республики
Знакомьтесь — сёстры Ирина и Юлия Олту. Красивые, улыбчивые, необычайно талантливые. Благодаря им пряничное мастерство не утеряно в нашем современном мире фаст-фуда и быстрорастворимых концентратов. Тем более, что пекут свои пряники сёстры Олту с большой любовью!
— Расскажите, как всё начиналось?
Юлия:
— На новогодний семейный стол с 2013-го на 2014-ый год сделали пряничный домик, сани к нему. Понравилось всем очень. Детям особенно. Хороший такой пряничный дом получился. Ели его с Нового года до мая. Конечно, сфотографировали, выложили у себя на страничках в соцсетях. А потом...
Ирина:
— А потом наступил 2014 год. Когда началась война, мы остались без работы. Были в полной растерянности. Неожиданно перед Новым годом нам позвонили и пригласили на общегородское мероприятие — открытие новогодней ёлки. В рамках праздника была тематическая ярмарка на тему «Пряничная деревня». Позвонила организатор Анна Сахарова, руководитель проекта «Творческое объединение мастеров «Art Город» (Донецк), и сказала: «Мы видели ваш пряничный домик, приходите к нам на ярмарку в качестве участников». Это сейчас мы уже там фактически ветераны.
Сегодня мы ещё участники творческого объединения «Вдохновение». В качестве приглашённых гостей также участвуем в ТО «Артель». Ездим по городам ДНР, кроме Донецка, это Ясиноватая, Старобешево, Новый Свет, Макеевка.
— А почему именно пряники? Это любимое лакомство?
Юлия:
— До войны приходилось печь торты на заказ. Пряники никогда не делали, но было интересно. По образованию я инженер-технолог общественного питания. Ира тоже. Это был единственный домик, мы, конечно, делали какие-то пряники детям, но не на выставки. Всё-таки решились, сделали, стали участниками. Страшно было начинать. Я несколько лет смотрела в этом направлении — у меня книга есть «Медовая кулинария», венгерская или болгарская, не помню. Там всё это было. Но было страшно, необычно.
Ирина:
— Да. Мы обе окончили техникум общественного питания. Потом Донецкий торговый университет им. Туган-Барановского. Юля права, мы очень сомневались и боялись, что не справимся. Но решили: лучше жалеть о том, что сделано, чем о том, чего не сделал.
Сложно было! Это был 2014-й, обстрелы, не было ничего. Никаких форм, вырубок, вырезали формы из бумаги. Первые наши вырубки, кстати, нам предложили сделать люди, которые пробовали наши пряники. Сказали: «А хотите мы вам сделаем? Мы умеем! У нас есть материалы» — и сделали по какой-то символической цене. Такие вот у нас люди замечательные.
— В общем, 2014-й год был знаменательным, особенным...
Юлия:
— Однозначно. Конечно, сейчас смотрим на эти пряники — по сравнению с нашими теперешними работами они наивные. Но мы старались с самого начала, и всем они очень понравились, очень хорошо нас приняли. Мы даже удивились. Все останавливались, хвалили, так тепло восприняли. Это придало нам сил, вдохновения, желания продолжать.
Ирина:
— Мы ехали в 2014 году на ту самую первую ярмарку — погода была отвратительная, шёл дождь. Говорим друг другу: «Куда мы едим? Людей точно не будет». Но нет, людей было много! Народ, уставший от всех этих бомбёжек и стрессов, просто вырвался, собрался на праздник.
Потом была Масленица в парке Щербакова. Знаете, мы участвовали на многих мероприятиях, начиная с 14-го года. Но такого торжества, пожалуй, больше не было. Это был такой важный праздник и такое светлое чувство, и для нас важно вот это бесценное ощущение, что ты причастен, что ты тоже в этом участвуешь. Мы рады, что всё у нас случилось в тот момент, и мы внесли свою какую-то частицу. Люди останавливались, рассматривали наши работы. Радовались. Дети особенно. Этот детский восторг! Для них пряники — это сказка, что-то необыкновенное.
— Такая реакция людей на вашу работу помогает?
Ирина:
— Очень! Когда готовишься к выставке, мероприятию, спишь по два часа в сутки, и потом уже наступает состояние эмоционального ступора, усталости. Выложился полностью во все эти пряники, в работу. Потому что в каждый пряник, сколько бы их ни было, вкладываешь частичку души. И кажется — всё, «зарядка» закончилась, выдохлись. А когда выезжаешь на мероприятие, люди с тобой делятся эмоциями, останавливаются, спрашивают. И сколько лет уже прошло, кажется — уже все, кто могли, увидели эти пряники, никого не удивишь. А люди останавливаются, хвалят: «Ой, мы такого не видели», «Ой, а как такое кушать можно? Не жалко?». Это так помогает, морально поддерживает!
Вот дети не думают, как это можно кушать. Они сразу раз — и съел. С удовольствием. Это самая большая награда!
— Пряник — это кондитерское изделие или нечто большее?
Юлия:
— Это не просто «полотно», на котором буквально можно всё что угодно написать и нарисовать, в зависимости от фантазии и цели. Это намного больше, шире. Мы болеем нашим делом, гордимся нашим продуктом и очень любим свою работу!
Ирина:
— Понимаете, пряники — это как искусство. Пряники появились давно — вот такие, как мы делаем сейчас. Они с XIII века практически не изменились. До этого, с IX века, делали медовый хлеб — это мука, мёд и ягодный сок. Мёда там 50% всех ингредиентов. Это предок пряника. В XIII веке, когда завезли пряности с Востока, их начали добавлять в медовый хлеб, так появились пряники. С того времени пряник практически не изменился. Кстати, слово пряники произошло от слова пряности. Поэтому правильно подобранный букет специй — это очень важный момент. У нас собственный букет. В наших пряниках семь пряностей.
Юлия:
— Наш фирменный рецепт появился методом проб и ошибок. Готовим на нашей муке «Урожай». Отличная мука, наша, донецкая, любимая, ни разу не подводила. Расписываем и печём — все вместе. Один может начать, второй — закончить. Нет такого, чтоб один пряник делала только я или только Ира.
— Какое количество пряников за эти годы вы сделали, считали когда-нибудь?
Ирина:
— Понимаете, это штучная работа. Пряник нельзя сделать за один день. Так как это ручной труд, это долго и кропотливо. Замесили тесто. Тесто должно выстоятся ночь, лучше сутки, потом выпекание, затем достаточно долгое остывание и вылёживание — ещё хотя бы ночь. Это для того, чтобы глазурь потом правильно легла. Если пряник заливной, он заливается. И опять заливка должна высохнуть — часов 8-12. Глазурь должна подсохнуть, иначе будет миграция цветов. Рисунок делается либо кисточкой, либо пищевым фломастером.
Другими словами, на один самый обычный расписной пряник уходит минимум трое суток. От начала до конца.
Юлия:
— Конечно, по одному прянику мы не делаем. Делаем сразу несколько видов. Они по очереди подсыхают, мы их обрабатываем-дорабатываем. И даже родных привлекаем: детей, родителей.
— Как бы семейный подряд?
Юлия:
— Да! Родные изначально отнеслись к нашим начинаниям хорошо. Поддержали. И сейчас поддерживают. Дети за продуктами ходят, родители помогают.
Ирина:
— Полностью поддерживают. Потому что пряничное дело — это огромный труд. Кухня всё время занята, даже кушать приготовить времени часто нет. Мы, конечно, не делаем пряники в промышленных масштабах, не зарабатываем на этом огромные деньги. У нас и условий для этого нет. Это больше творчество. Скорее, такое хобби, которое сочетается с возможностью выжить.
Юлия:
— Наш лозунг: держаться семьи.
Ирина:
— Да, именно. Полностью поддерживают. Семья — это сила! У нас семья, как муравейник — от старенького до маленького — все участвуют в работе. У нас папа не ходит практически, он с двумя костылями. И даже он помогает! Папа может сидеть и просеивать сахарную пудру. Мама упаковывает пряники, да, возраст, болезней букет, но она нам очень помогает и на ярмарках тоже.
Дочка и сын уже подростки, принимают участие. Дочка тоже творческая. Она делает пряники с 12 лет. Что интересно, все предсказания у нас в пряниках — сбываются. Люди распечатывают, читают, потом приходят и говорят: «Кто писал предсказания? Как вы так делаете, что они сбываются?». Смеёмся, шутим, что входим в астрал и в этом состоянии предсказания пишем. А вообще, просто всё идет от души и делается с любовью.
Юлия:
— Мы это предлагаем воспринимать как игру, и люди всё правильно понимают. Но, тем не менее, всё сбывается.
— Вы живёте все вместе?
Ирина:
— Да. До 2014 года мы — я с детьми и мужем — жили в Ясиноватой, посёлок Зорька, частный сектор, напротив Ясиноватского машзавода. Но наше жильё разбомбили, и мы переехали в Донецк, к сестре и родителям. И живём мы все вместе. В тесноте, как говорится, но не в обиде.
Так как нас много и мы все вместе, то всё получается. Сейчас работаем над новыми направлениями. Хотим развивать 3D-пряники. Уже пробовали: пряничные домики, ёлочные игрушки — шары, пасхальные яйца, шкатулки. Теперь вот делаем картины. Творчество своё посвящаем людям!
Юлия, Ирина:
— Желаем всем читателям газеты «Хозяин. Республика» мира, добра, вдохновения, радости! Хочется, чтобы люди радовались жизни, всему, что даёт каждый день. Мира и волшебства! Будьте счастливы!
— Спасибо большое за прекрасное интервью и новых вам творческих свершений.
Беседовала Анна ЯСТРИМСКАЯ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев