(Эрмитаж)
Главный дворец Империи, или, как гласит до сих пор мемориальная доска на нем, «резиденция царей, местопребывание последнего правительства буржуазии» неоднократно отражался всеми своими великолепными фасадами в русской поэзии. Один из самых непростых, двойственных образов дворца – в стихотворении Блока, написанном на другой день после дарования русской конституции – Манифеста 17 октября. В первый «день свободы»… Упоминаемый в тексте «латник» – это, согласно примечанию Блока, «статуя на кровле Зимнего дворца».
И в небе сером холодные светы
Одели Зимний дворец царя,
И латник в чёрном не даст ответа,
Пока не застигнет его заря.
Тогда, алея над водной бездной,
Пусть он угрюмей опустит меч,
Чтоб с дикой чернью в борьбе бесполезной
За древнюю сказку мёртвым лечь…
[Александр Блок, «Еще прекрасно серое небо…»]
Иной, приземленный и иронический образ дворца, а также поселившегося в нем министра-председателя Временного правительства А.Ф. Керенского, находим у Маяковского:
Царям
дворец
построил Растрелли.
Цари рождались,
жили,
старели.
Дворец
не думал
о вертлявом постреле,
не гадал,
что в кровати,
царицам вверенной,
раскинется
какой-то
присяжный поверенный.
Владимир Маяковский, «Хорошо»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1