Тула — колыбель российского вооружения
С XVI столетия Тула заслуженно носит звание оружейной столицы России. Уже тогда местные мастера начали производить разнообразные виды вооружений: от артиллерийских орудий до ружей, сабель и пистолетов.
Защитниками границ в укрепленных крепостях Тульского края служили около 20 тысяч стрельцов и казаков, а среди населения самого города численностью примерно четыре тысячи значительную долю занимали военнослужащие.
Постоянные столкновения с противником на границе привели к острой потребности в починке поврежденного оружия и обеспечении вооружением гарнизонов крепостей.
Местные власти привлекали опытных посадских кузнецов, владевших мастерством обработки железа, способных создавать хозяйственную утварь и инструменты вроде ножей, топоров, сошников и другой домашней принадлежности. Благодаря своим умениям, эти ремесленники легко освоили производство оружия и доспехов.
Развитие кузнечества поддерживалось также наличием поблизости залежей бурого железняка, позволявшего получать достаточное количество качественного металла для удовлетворения нужд всех мастеров-кузнецов региона.
В конце XVI века воеводы начали регулярно заказывать тульским кузнецам восстановление старого и изготовление нового оружия.
По указу царя в 1595 году некоторые кузнецы были переселены в специальную казённую слободу, расположенную за рекой Упой. Работники этой слободы считались казёнными людьми, и в результате всех жителей и работников города стали называть казюками.
По указу Петра I в Туле была основана первая ружейная мануфактура — государственный оружейный завод, который стал основой для всего оружейного производства в России.
Жизнь города перешла с исторического центра на правый берег реки Упы, где обосновались важнейшие производственные районы — Кузнецкая и Оружейная слободы.
Тульские мастера оружия работали не только над выполнением государственных заказов, но и создавали уникальные художественные изделия. Их талант проявлялся в украшении ружей, кинжалов и даже уменьшенных копий изделий разнообразными декоративными техниками: орнаментальной обработкой металла, инкрустированными вставками, филигранью, травлением, литьём, чернением, резьбой и рельефной чеканкой по дереву и металлу.
Уверенное владение сложнейшими методами декорирования стальных предметов открывало перед мастерами широкие перспективы для воплощения настоящих произведений искусства.
К концу XVIII столетия продукция тульских оружейников стала объектом интереса коллекционеров, привлекая внимание самой Екатерины Великой. Именно тогда наблюдается расцвет тульской оружейной школы, сопровождаемый повышенным спросом на изящно отделанное оружие и эксклюзивные частные изделия. Знаменитое творческое достижение туляков — техника «алмазной грани», придающая поверхности металла особое сияние, а также другие оригинальные техники украшения металла и древесины берут свое начало именно в этот период.
Большую часть холодного вооружения русской армии в XVIII–XIX веках производили тульские кузнецы. Качество их клинков было превосходным и ничуть не хуже западных аналогов.
Ещё в XVII столетии в Туле освоили изготовление различных видов сварочного дамаска, из которого делали отличного качества сабли, палаши и кинжалы.
Примером выдающегося изделия является офицерская парадная сабля, созданная неизвестными мастерами в середине XIX века. Её золотой эфес, клинок, а также накладные элементы ножен покрыты изысканной чеканкой растительного узора и искусно вырезанными фигурами. К интересным образцам относятся также богато украшенные гусарская сабля, офицерской кирасирский палаш, георгиевский палаш и парадная шпага, хранящиеся ныне в коллекции Тульского государственного музея оружия.
Позже производство массовых партий холодного оружия переместилось на заводы Урала, однако тульские специалисты продолжали заниматься созданием уникальных художественных образцов, сохраняя и передавая свои профессиональные тайны новым поколениям учеников.
Именно тульские мастера традиционно составляли основу производства русского холодного оружия в XVIII-XIX веках. Клинки, созданные ими, славились своим качеством и не уступали лучшим западноевропейским аналогам.
Статья подготовлена в рамках проекта «Собери историю по кусочкам». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд Изображение сгенерировано нейросетью.Автор: Вероника Миронычева
Нет комментариев