На фото: Герои Свири
До подъема оставалось несколько часов. Ребята сидели притихшие, сосредоточенные. У каждого — свои мысли, свои думы...
— Зачем такие белые ночи здесь? — нарушил молчание молодой казах Серкказы Бекбосунов.
— Даже спать не хочется.
— А может споем потихоньку? — предложил Борис Юносов, — жаль только, гитары нет.
Весельчак, запевала, играющий на многих инструментах, Борис был, как говорится, душой всей роты. Запел он чуть слышно, вполголоса:
С берез — неслышен, невесом, —
Слетает желтый лист...
Немчиков любил эту песню. Несмотря на грустный мотив, она воспринималась как жизнеутверждающая, бодрая.
Песня как-то успокоила всех, и Владимир сказал:
— Ну что ж, поспим немного...
На Севере, даже в белые ночи, бывают перед утром сумеречные минуты, когда предметы кажутся на расстоянии неясными, расплывчатыми. В такое именно время под прикрытием артиллерийского огня двенадцать бойцов, обвязанные пробковыми поплавками, с автоматами в руках вошли в воду. Положив автоматы под козырьки, сделанные на плотах для защиты от вражеских пуль, они оттолкнулись ногами от дна и поплыли. На излучине быстрое течение понесло их на середину реки. Чучела на плотах удачно имитировали десантников.
Фашисты, решив, что советские войска начали переправу, открыли по плотам яростный огонь. От разрыва мин и снарядов вода забурлила, как в гигантском котле... Пули свистели, впивались в смолистые бревна плотов, цокали по воде.
Немчиков изо всей силы толкал свой плот, направляя его к вражескому берегу. В мозгу была только одна мысль: вперед, вперед! Вызвать огонь на себя, помочь рассекретить вражеские гнезда!... В свинцовой кутерьме он увидел, как разбило идущий впереди плот, и чучела, прошитые пулями, поплыли вниз по реке.
«Как остальные ребята держатся? — подумал он с беспокойством. — Хоть скорее бы наши свою «музыку» начинали...»
И в это время заработала на полную мощь советская артиллерия. Она точно была по обнаруженным точкам врага. Штурмовики и бомбардировщики обрушили на укрепления противника смертоносный груз. От взрывов, казалось, дрожал весь правый берег Свири. На реке появились краснозвездные амфибии и самоходные баржи с десантными войсками.
Саперы бросились наводить понтонные мосты. Карельский фронт начал генеральное наступление.
Из двенадцати плотов не все добрались до берега, но все двенадцать смельчаков каким-то непостижимым чудом остались живы. Вместе с другими десантниками они продолжали преследовать отступающих немцев и белофиннов...
В Карелии, за Олонцом, у станции Лоймала, Владимир Немчиков получил в бою осколочное ранение в ногу и был направлен в тыловой госпиталь. Здесь он узнал, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1944 года ему, в числе двенадцати десантников-гвардейцев, присвоено звание Героя Советского Союза.
Нет комментариев