В.ШАПОШНИКОВА. ГРАД СВЕТЛЫЙ. ОТВЕРГНУТЫЙ ВЕСТНИК.
“Явно перед вами, — читаем мы на страницах “Общины”, — брошены в грязь большие ценности. Явно попираются пути к Мировой Общине” И еще: “Невежество будет худшим основанием. Страх и подлость займут ближайшее место”. Причины порождали следствия. Строители послереволюционной России принимали желаемое за действительное. Среди многих ошибок они совершали и эту, которая принесет им потом неисчислимые беды. Разноцветный занавес манящей иллюзии скроет реальность. Ориентиры сдвинутся, и очевидное отождествится с действительным. На пути к Новому миру возникнет одна из самых коварных опасностей. “Надо наблюдать не так, как хочется, но так, как есть в действительности”, — предупреждали Учителя. “Строитель не может фантазировать о почве под зданием. Такое положение тем более преступно, что материальное воззрение дает самые неограниченные, законные возможности”. Порожденные отклонением от пути, иллюзии держались на лжи, осознанной для тех, кто был заинтересован в таких иллюзиях, и неосознанной для тех, кто покорно и бездумно следовал за иллюзионистами. Устная и письменная ложь мутным потоком разливалась по стране, захватывая все новые и новые этажи правящих структур. Учителя же “именем будущего человечества” предостерегали, в первую очередь, от лжи в книгах. “Ложь в книгах должна быть преследуема как вид тяжкой клеветы <...> Занимать ложью место народных книгохранилищ — тяжкое преступление”. Они выступали против “рабской угодливости”, против страха, против “младенческого материализма”, который искажал и обуживал восприятие реальных процессов, идущих в Мироздании и человеческом обществе. Учителя проницательно и точно определили носителей таких качеств. “Помните, что не безграмотный народ будет яриться против действительности, но эти маленькие грамотеи свирепо будут отстаивать свою близорукую очевидность. Они будут думать, что мир, заключенный в их кругозоре, действителен, все же остальное, им невидимое, является вредной выдумкой. Что же лежит в основе этой нищенской узости? Та же самая, вид изменившая, собственность. Это мой свинарник, и поэтому все вне его — ненужное и вредное. Это моя очевидность, и поэтому вне ее ничего не существует”.
Эти “маленькие грамотеи”, распространившие чувство собственности и на духовную жизнь народа, представляли самую большую опасность для культуры страны. Именно на них, тщеславных и амбициозных “первопроходцах”, поднялся вождь-диктатор. Авторы “Общины” разглядели его достаточно ясно еще в 1926 году. Они не назвали его имени, понимая, что обстановка этому не благоприятствует. Отдельные же их замечания дают нам достаточно реальное представление о конкретном человеке, которого страна тогда только что начинала называть вождем. Они предвидели многие его действия. “Также непристойно для водителя переменить направление на обратное”, — читаем мы. “Община” обращала внимание на недопустимость у вождя низкого сознания и в то же время давала понять, что данное обстоятельство уже являлось для страны реальностью. “Сектант мечтает забрать власть для подчинения всего своему негибкому сознанию”. И далее: “Руководство массами обязывает к расширению сознания” Вот еще несколько высказываний, носящих конкретно-оценочный характер. “Не можете идти уверенно, думая о скудости вождя”. “Плох вождь, скрывающий истинную опасность. Преодолеть ее можно лишь полным знанием”. “Человек, сеющий ужас, сам безумно боится”.
[2] Община (Рига, 1935), 215.
[3] Община (Рига, 1935), 214.
[4] Община (Улан‑Батор, 1927). Часть вторая, XI, 6.
[5] Община (Рига, 1935), 249.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев