Сумма от 2 до 10 баллов соответствует легкой степени нефропатии (или: небольшие отеки, гипертония, не превышающая 15% от исходного уровня, белок в моче до 1 г/сут, неравномерный калибр сосудов глазного дна); от 11 до 20 баллов - средней степени тяжести нефропатии (или: выраженные отеки на нижних конечностях и брюшной стенке, АД на 40% выше исходного уровня (150/90 мм рт. ст. и более), белок в моче до 1-3 г/сут, симптомы отека сетчатки); более 21 балла - тяжелой нефропатии (или: генерализованные отеки, АД выше 150/90 мм рт. ст (то есть более 40% от исходного уровня), потеря белка 3 г/сут и более, олиго- или анурия, в моче гиалиновые цилиндры, дистрофические нарушения и кровоизлияния на глазном дне).
7. Каков подход к обследованию беременной с выявленным повышением артериального давления?
Если АГ выявлена на сроке беременности до 20 недель, следует предпринять меры по исключению вторичной причины повышения АД: эндокринная (в том числе феохромоцитомы, которая клинически может напоминать ПЭ), почечный, антифосфолипидный синдром, коарктация аорты и др.
Подъем АД на сроке после 20 нед должен насторожить врача в плане возможной ПЭ (гипертония обычно развивается несколько раньше протеинурии). Необходимо начать обследование пациентки, включающее общий и биохимический анализы крови (обязательно определение уровней креатинина, мочевины, электролитов, мочевой кислоты, белка, печеночных ферментов), коагулограмму, общий анализ и оределение суточного белка в моче, поскольку зачастую при хорошем самочувствии гематологические и биохимические показатели могут быть серьезно изменены.
Для достоверного определения количества экскретируемого белка рекомендуется анализировать суточные образцы мочи. При использовании этого метода значительной считается протеинурия более 0,3 г/сут. При использовании метода тест-полосок необходимо получение двух образцов мочи с разницей в 4 ч и более. Моча берется из средней струи или по катетеру. Проба считается положительной, если количество альбумина в обоих образцах оценено на 2+ (1 г альбумина/л), либо на 1+ (0,3 г альбумина/л), но относительная плотность ниже 1030.
Может понадобиться, особенно в случае ранней (до 32 нед) ПЭ, проведение дополнительных тестов на антинуклеарные и антикардио-липиновые антитела, волчаночный антикоагулянт и др.
Кроме того, необходимо тщательное наблюдение за состоянием плода, который может пострадать от недостаточности плацентарного кровоснабжения и гипоксии, что проявляется задержкой его развития. Желательно периодическое осуществление кардиотокографии (в том числе и компьютерной), ультразвуковое определение параметров роста и массы плода, оценка количества жидкости,
а также ультразвуковая допплер-диагностика кровотока по пупочной артерии и периферического кровотока плода. Если найденные изменения очень серьезны, может быть показано прерывание беременности.
8. Какие методы обследования применяются для выявления беременных с высоким риском ПЭ и ранней диагностики этой патологии?
В отношении измерения АД, в том числе и теста с поворотом на спину (roll-over test), не показано достаточной эффективности в плане предсказания развития ПЭ.
По-видимому, одним из самых эффективных и многообещающих методов обследования женщин для определения риска ПЭ является ультразвуковая допплерография маточных артерий.
Среди методов, использование которых обсуждалось, но не получило широкого распространения, следует назвать определение уровней мочевой кислоты, микроальбуминурии, фибронектина, экскреции калликреина и связывания АII с тромбоцитами.
Учитывая, вероятно, многофакторный генез ПЭ трудно предположить, что когда-либо будет найден один метод, позволяющий с высокой степенью точности определить прогноз для конкретной беременной. Предлагаются специальные системы, учитывающие многие клинические и лабораторные параметры, однако неудобство в использовании ограничивает их широкое применение.
9. Какие факторы увеличивают риск развития преэклампсии?
Давно известно, что ПЭ значительно чаще развивается в течение первой беременности (13,5%) по сравнению с последующими (7,1%). При этом даже невынашивание в анамнезе снижает риск ПЭ. В то же время, у женщин, вынашивающих второго ребенка от другого отца, риск ПЭ приближается к таковому у первородящих. Недавно выявлена протективная в отношении ПЭ роль длительных сексуальных отношений с потенциальным отцом. По-видимому, именно отсутствие предшествующего контакта со спермой отца будущего ребенка объясняет повышенный риск развития ПЭ при подростковой беременности и экстракорпоральном оплодотворении. ПЭ у очень молодых женщин (в возрасте до 20 лет) развивается в 3 раза чаще, риск выше и у женщин старше 30 лет и при наличии продолжительного интервала между беременностями.
Повышают риск ПЭ и такие связанные с самой беременностью факторы, как многоплодие, многоводие, инфекции мочевыводящих путей и пузырный занос.
Наследственные факторы играют важную роль. При исключении других факторов риска оказывается, что вероятность развития ПЭ выше у тех женщин, чьи матери в свое время страдали ПЭ, вероятна передача гена (генов) по материнской линии, так как отмечено, что частота ПЭ не зависит от наличия ПЭ в анамнезе родственниц по отцовской линии. Однако это не означает, что генетические механизмы отца (или ребенка) не могут быть вовлечены в развитие ПЭ Так, замечено, что вероятность ПЭ выше, если мужчина в прошлом уже становился отцом ребенка, беременность которым сопровождалась ПЭ. К сожалению, на данный момент поиск генов (делеций)-кандидатов не дал убедительных результатов.
Сопутствующая патология повышает риск развития ПЭ Отмечено значение предшествующей эссенциальной АГ, заболеваний почек, ожирения, инсулинорезистентности, гестационного и диабета типа 1, гипергомоцистеинемии. Так, в исследовании A. Conde-Agudelo и J. M. Belizan у худых матерей (индекс массы тела - ИМТ - <19,8) риск развития ПЭ оказался равным 2,6% в сравнении с 10,1% у матерей с ожирением (ИМТ >29,0). Одним из возможных объяснений может быть повышение симпатической активности.
Тяжелая ПЭ в 5-6 раз чаще отмечается при многоплодной беременности, частота составляет 29%.
Чаще развитие ПЭ наблюдается у женщин африканского происхождения, хотя стоит заметить, что любые национальные различия могут быть в известной мере обусловлены социо-экономическим положением, уровнем нагрузки и наличием стресса на работе, а также возрастом, ростом, массой (важны как повышение, так и снижение).
10. Какова роль курения в развитии преэклампсии?
Может показаться удивительным, но табакокурение снижает риск развития ПЭ на 30-40%. Хотя потенциальный положительный эффект нивелируется доказанным отрицательным влиянием курения на рост плода, увеличение риска отслойки плаценты и общее здоровье беременной. Однако понимание механизмов протективного влияния курения приближает к разгадке патогенеза ПЭ. На данный момент установлено, что никотин угнетает продукцию мононуклеарными клетками таких веществ, как интерлейкин-2 и фактор некроза опухоли.
11. Известны ли механизмы развития преэклампсии?
К сожалению, ПЭ продолжает оставаться "болезнью теорий". Несмотря на то, что накоплено много данных об изменениях, сопровождающих это расстройство, его этиология по-прежнему не ясна.
Первичным элементом в патогенезе ПЭ, по-видимому, является аномальная инвазия трофобласта на ранних сроках беременности. Причины нарушения процесса имплантации до сих пор окончательно не определены. Однако установлено, что они приводят к аномалии кровоснабжения и гипоксии плаценты (рис. 1, 2).
Рисунок 1.
Комментарии 1
Ширина Эль
Ф