К 1915 году моя прабабушка была уже замужем, матерью трех дочерей — Сатик, Сируш и моей бабушки Марго. Жили они в Карсе. Мой прадед, Степанян Арам, был человеком богатым, владельцем крупной каретной фабрики. Семья спаслась благодаря соседу-турку, который предупредил их о предстоящей резне. И вот,оставив огромный дом, фабрику,словом, все состояние, наспех взяв только то, что можно было унести с собой, бежали в Россию. Добрались до Армавира. Там прадед заболел тифом и умер. Похоронен он в Армавире.
Бабушка, 28-летняя вдова, беременная , с тремя маленькими дочерьми, повернула обратно и, преодолев не подлежащие описанию лишения и трудности, остановилась в Александраполе (ныне Гюмри), откуда недавно ушли турки. Здесь родился сын Сероб (брат моей бабушки Марго), который погиб в начале войны в июле 1941 под Львовом.
В Александраполе, не имея крова и уже почти без средств к существованию, бабушка была вынуждена отдать дочерей в приют, открытый тогда Американским комитетом спасения армянских детей-сирот: голодных, изможденных, напуганных, раздетых и разутых несчастных созданий, которых было очень много. Кстати, многих детей американцы потом забрали с собой в Америку. Бабушка рассказывала родственникам, что и ей предлагали переехать с детьми на постоянное жительство в Америку. Но почему-то она предпочла остаться в Армении. Кое-как решив проблемы жилья и работы, бабушка забрала детей, дала им образование….вырастила.
Словом, мой род выжил благодаря соседу-турку и титаническим усилиям моей прабабушки. Так прошелся геноцид по судьбам моего рода.
Нет комментариев