
________________________________________________
• Сегодня, в ночь с 13 на 14 июня 1949 года, была осуществлена самая страшная депортация армян в истории репрессивных мер Советского Союза. Более 12-15 тысяч армян были высланы на Алтай и Сибирь с территорий Арцаха, Армянской, Азербайджанской и даже Грузинской ССР. Этот день отныне является Днём памяти репрессированных, о котором, к сожалению, мало кто помнит.
Предпосылки для депортации имели место в последние годы 40-ых. К тому времени была приостановлена репатриация армян из зарубежных стран в Армянскую ССР. Поводом для СНК было якобы чрезмерное проникновение "враждебных элементов" из-за рубежа. Данное временное снятие железного занавеса для армян привело к появлению в Армении людей, родившихся в другой среде и с другими представлениями. Кроме того, многие из них жаловались странам отбытия из-за обманутых ожиданий.
Однако депортации в 1949 году подверглись не только подданные других стран, но и по большей части местные армяне. Кроме того, данный акт активно лоббировал Миджафар Багиров, первый секретарь ЦК АзКП. Ему принадлежит печально известная фраза "поскреби армянина - под ним дашнак сидит". Именно "дашнакство" стало поводом для многих насильственных депортаций. Также было обвинение в участии в Армянском легионе Вермахта.
Однако оба обвинения звучат глупо для оправдания 12 тысяч депортированных. К тому времени уже давно члены легиона в лице 3 тысяч были отправлены в ссылку, а почему-то бывших членов других национальных легионов не подвергались подобному (хотя бы те же азербайджанские). Дашнаков же к тому времени уже давно не существовало в стране, даже как малейшей подпольной силы.
Важным источником по тем событиям остаётся "Сибирский дневник" Арпеник Алексанян, одной из депортированных. Её депортировали как "дочь бывших турецкоподданых" из Тбилиси, хотя её родители покинули Западную Армению ещё до 20-ых годов. Её были описаны ужасы перевозки: поезда не были оборудованы стационаром и многие из депортированных погибли от болезней по дороге. Также не было устроено и место прибытия, а сотрудники МГБ не особо проявляли гуманность.
Изначально Арпеник подумала, что её депортировали просто по ошибке и пыталась достучаться до государственных органов, что вины её и её семьи просто нет. В конце концов, фактически утверждается вина её родителей, что они жили на своей родины, где сейчас Турция. В итоге, за пять лет Арпеник так и не удалось ничего доказать инстанциям. Как описывает её сын, Арутюн Марутян, все эти жалобы и попытки добиться справедливости были единственной надеждой, спасавшей от изнурительного труда и быта в ссылке. Дневник интересен тем, что в нём есть большая доля оптимизма: Арпеник не теряла духа и старалась найти юмор и радость в своём новом обиталище.
Интересно, что её семью, как и многих из Западной Армении записывали в документах как "турков". Это вызывало у депортированных армян постоянное возмущение, но регистрация так и проходила. В отделе Томского УВД так и писалось: "обв.: турки". Вернуться на родину "турок" Арпеник смогла лишь в 1954 году, когда произошла амнистия депортированных после смерти Сталина. К сожалению, её дневник является единственно сохранившимся полноценном описанием тех процессов.
Воистину грязной насмешкой судьбы является тот факт, что армян депортировали потому что они были родом с Западной Армении и, выжив после геноцида, оказались в СССР, тем самым вызывав подозрение у НКВД. Ещё и получив штамп "турки" в архивных документах. Отсутствие малейшей рациональности и моментальная амнистия при смерти Сталина указывают на преднамеренный факт депортации.
На самом деле, к этому технически шло. Начиная с 30-ых годов, в Армении начинает прокатываться широкая волна репрессий. Многие из них проводились содействием условной троицы в лице Багирова, его старого соратника Берии и первого секретаря Армянской ССР, Аматуни. Им удалось успешно избавиться от непокорного воле Берии предыдущего первого секретаря, Агаси Ханджяна, пока Багиров очищал позиции первых секретарей обкома НКАО, вроде Камо Григоряна (позже вообще арестованного) и Петра Погосова, также арестованного.
Репрессии привели к расстрелу героев армяно-турецкой войны, таких как Мовсес Силикян и Христофор Тер-Араратов, а также убийству представителей армянской интеллигенции (Егише Чаренц, Аксель Бакунц, Забел Есаян). В 1938 году был задушен католикос Хорен I.
Стремления местной бериевской клики к доминированию привело к тому, что Москва заметила данные действия. Комиссия во главе с Микояном доказала лишь частично необоснованный характер репрессий (особенно касаемо членов аппарата) и потому Аматуни и глава местного НКВД Мугдуси были расстреляны. Однако в ответ последовала ещё большая волна репрессии-чистки, в которой более 2 тысяч обвинённых в сговоре были репрессированы. Аналогичным образом, под раздачу попала масса невинных, в чём сам Микоян вспоминал в мемуарах.
В 40-ых был небольшой просвет из-за массовой репатриации армян. Даже наоборот, в 1947 году была произведена депортация азербайджанцев вглубь Куро-Аракской долины, на фоне планов на широкое возвращение армян. Вот только разница в том, что их депортировали на пригодные земли вглубь Азербайджанской ССР, ещё и все они вернулись обратно после смерти Сталина. Армян не только депортировали без малейшего реального повода, но и в глухие земли, откуда лишь единицы вернулись обратно.
К сожалению, в память репрессированных есть лишь одна небольшая табличка в Ереване. В 1994 году началась выплата пособий жертвам репрессии. Во многом, тема эта даже сейчас остаётся табу из-за политической конъюнктуры критики сталинского правления. Впрочем, это не последняя депортация армян. Последняя будет в Арцахе, в 1990 году, та самая операция "Кольцо", по очень схожим причинам. Перед самым своим концом, СССР на короткое время показал сталинские методы, оставив армян Арцаха последними жертвами советских депортаций.
АНТИТОПОР


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1