Большой и больной вопрос
(Открытое письмо И. Д. Папанину)
Уважаемый Иван Дмитриевич!
В своей статье «Приучайте молодежь к дисциплине, к порядку и аккуратности» вы совершенно справедливо указываете на ряд недостатков в работе школы, в том числе и на то, что у нас, как правило, нет ни духового, ни струнного оркестров, нет настоящего (а часто и никакого) хора, маловато хороших художественных и драматических кружков; что учащиеся в свободное время не занимаются музыкой. рисованием, лепкой; что школы очень редко и далеко не все устраивают свои вечера самодеятельности, выставки художественных работ учащихся, и т. д.
К сожалению, это верно.,
я вот работаю в Лукояновском районе с 1929 года. За это время я был учителем, и директором средней школы, и инспектором, и заведующим районо. И ни разу за всё это время не видел учителя музыки, пения. рисования. Таких учителей нет в Лукояновском районе за все эти 16 лет ни разу их не присылали к нам. Видимо, и в других районах не лучше.
Учителей же рисования, пения, музыки нет потому, что никто нигде их не готовит. Даже в педагогических училищах эти предметы фактически не преподаются. Кроме того, система зарплаты в школах построена так, что вряд ли кому захочется стать учителем пения, музыки. рисования. Эти часы оплачиваются по особому разряду, значительно ниже, чем часы по другим предметам разом невольно подчеркивается «второсортность» этих предметов.
Однако дело тут не только в том, что часы пения и рисования оплачиваются значительно ниже часов физики и математики, но и в том, что часов-то этих очень мало, не больше одного в неделю, да а и учебная сетка по этим предметам не идет дальше 5-х и 6-х классов.
Вот какие обстоятельства приводят к тому, что тех, кто хоть немного разбирается в пении или рисовании, мы никак не можем затащить в школу, а те, кто раньше работал в школе по этим предметам, либо ушли оттуда, либо занялись преподаванием других предметов.
Это, Иван Дмитриевич, очень большой н очень важный вопрос. Тяга населения к искусству колоссальная, Я не знаю ни оде ис- примере. Дома он должен научиться, ни одного населенного пункта, где не чувствовалось бы этого. Всюду много самобытных талантов, с которыми обязательно надо работать, которые обязательно надо развивать. А руководителей этого нет их не готовят. Всех этих затруднений не было бы, если бы в наших школах были специалисты - учителя музыки, пения, рисования. А как важно нам, помимо всего прочего, чтобы именно школа задавала в этом смысле тон на всю округу.
Мне думается, что непременным условием разрешения поднятого вами вопроса является наличие знания, музыки, рисования. Их нет. Значит, их надо готовить. Надо, чтобы пение, музыка, рисование преподавались в каждом педагогическом училище. Надо, чтобы для педучилищ, семилетних и средних школ учителя пения, музыки, рисования готовились в специальных учебных заведениях. Надо обеспечить надлежащую зарплату учителям музыки, пения, рисования.
Однако разрешение этих вопросов не по плечу
низовым органам народного образования. Этими вопросами в первую очередь должны заняться Наркомпросы.
Простите, Иван Дмитриевич, за столь длинное письмо: уж очень большой больной вопрос вы затронули.
А. УСТИМОВ. (Преподаватель школьных дисциплин г. Лукоянов
Комментарии 1