Из Сайта *Елфимовцы* ; Выдержки из журнала "Советская этнография"
#2 1963г
БУДАКИ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Летом 1961 г. этнографическая экспедиция Горьковского музея-заповедника изучала своеобразную по своему говору группу русского населения — будаков
живут на юго-востоке Горьковской области в ряде селений Лукояновского, Больше Болдинского и Починковского районов (бывший Лукояновский уезд). В Больше-Болдинском районе будаки живут в селениях
Новая Слобода, Пралевка, Кондрыкино.
Местные жители, например 83-летний Ф. А. Карезин из с. Новая Слобода, рассказывали, что они являются потомками крепостных крестьян
украинской вотчины Кочубеев и название будаки якобы произошло от названия села Буды на Полтавщине.
(Фонд Горьковского историко-архитектурного музея-заповедника
Талнновка, Казаковка, Чиресь, Погибеловка, Сергеевна, Михалков-Майдан. По данным переписи 1959 г. в указанных селениях проживало
6076 человек. В Лукояновском районе эта группа населения отмечена в
Елфимове и Красной Поляне, а в Починковском -в Васильеве-Майдане и Дубровке.
Вопросы о происхождении будаков, времени их появления в местном крае и особенностях говора представляют значительный интерес с точки зрения влияния материальной культуры и языка русского населения на другие народы и этнографические группы. В XIX в. усилился процесс, связанный с постепенным проникновением в быт мордвы, марийцев и татар-мишарей, населяющих местный край, элементов материальной культуры русских, а в ряде случаев — с исчезновением некоторых национальных
особенностей в их материальной и духовной культуре. В отношении своеобразной этнографической группы будаков основные моменты этого процесса выяснены недостаточно. Изучение литературы и непосредственное знакомство с говором будаков позволяют говорить о том, что он является типично «акающим». Это подтверждает высказанное в упомянутых работах мнение, что будаки являются потомками переселенных в Лукояновекий уезд во второй половине XVII в. белорусов, к которым позднее присоединились переселенцы из западно великорусских, южно великорусских губерний и Украины....
Комментарии 30
Читайте на WWW.NNOV.KP.RU: https://www.nnov.kp.ru/daily/26595.7/3610367/
Андрей Павлович Мельников, историк Нижегородского края и сын писателя Мельникова в своем "Путеводителе в помощь экскурсантам", изданном в 1923 году, отмечал: "В селе Новая Слобода живут потомки переселенных сюда белорусов, смешавшихся частью с великороссами, частью с пере...Ещёпроисхождение лукояновских "будаков", отличавшихся не только наречием, но и костюмом, составляло для многих загадку. Разгадка была найдена только в 1835 году Владимиром Далем и Павлом Мельниковым. По особенности выговора Даль узнал в них мензелинскую "шляхту". Он попросил Мельникова порыться в архивах. "Архивы, - пишет Мельников, - были тогда во многих руках". Но все же подтверждение предположению Даля он нашел. В XVII веке при царе Алексее Михайловиче в Лукояновский уезд, равно как и в Мензелинск (Татария), была поселена "литва", то есть собственно белорусы. Позднее эти земли находились в руках крупных землевладельцев уезда: Разумовского, Кочубея и Лубяновского.
Андрей Павлович Мельников, историк Нижегородского края и сын писателя Мельникова в своем "Путеводителе в помощь экскурсантам", изданном в 1923 году, отмечал: "В селе Новая Слобода живут потомки переселенных сюда белорусов, смешавшихся частью с великороссами, частью с переселенными сюда из Украины малороссами, когда село Слобода принадлежало князю Кочубею. Белорусы переселены сюда при царе Алексее Михайловиче".
Лингвист Горьковского университета Екатерина Ухмылина насчитала 14 будацких сел и деревень, а также целый ряд выделенных из них поселков (например, Белецкий, ныне нежилой. - Прим. ред.), расположенных в трех районах Нижегородской области (на территории бывшего Лукояновского уезда Нижегородской губернии). Это селения в Большеболдинском (Дубровка, Казаковка, Кондрыкино, Малиновка, Михалко-Майдан, Новая Слобода, Пралевка, Садовая, Сергеевка, Чиреси), Лукояновском (Елфимово, Красная Поляна, Малая Васильевка) и Починковском (Василев Майдан) районах.
Ляпне крестьяня …(л.329об.) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в деревне Кандрыкине Починке крестьяня …(л.336об.) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в селе Чиреси крестьяня …
(л.346об.) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в деревне Починке Елфимове крестьяня …(л.355) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в починке Василиве крестьяня …
(л.364об.) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в починке Новой слободе крестьяня … (л.371) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в деревне Погибелке крестьяня …
(л.374) За ним же боярином князем Михаил...ЕщёНа сегодня первое упоминание, которое мне удалось найти - Переписная книга Арзамасского уезда переписи Григория Георгиевича Огарева. (Перепись 1710 года, РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 11) где наши, будацкие села принадлежали Черкасским: (л.320) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в деревне Починке Маресеве крестьяня
Ляпне крестьяня …(л.329об.) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в деревне Кандрыкине Починке крестьяня …(л.336об.) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в селе Чиреси крестьяня …
(л.346об.) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в деревне Починке Елфимове крестьяня …(л.355) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в починке Василиве крестьяня …
(л.364об.) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в починке Новой слободе крестьяня … (л.371) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в деревне Погибелке крестьяня …
(л.374) За ним же боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкаским в починке Михалкове Майдане крестьяня …
Морозов получил от царя в откуп сотни тысяч десятин лесных угодий на Нижегородчине для организации производства поташа (техническое название карбоната кальция), пользующегося большим спросом на мировом рынке. Часть специалистов для изготовления поташа Б.И.Морозов вывез из своих владений в Белоруссии.
С тех пор и запылали на лесных полянах (майданах) кучи из разных пород деревьев (буды), в которых эти деревья пережигались в золу, являющуюся исходным материалом для добычи поташа. Торговля поташом обогащала царскую казну. А жителям нашего края, которые участвовали в производстве поташа, осталась память в названии деревень: Тольский Майдан, Салдамановский Майдан, Новый Майдан, Елфимов Майдан...ЕщёНа юго-востоке Лукояновского района есть три поселения: Елфимово, Красная Поляна и поселок Белецкий, жители которых являются потомками белорусов, переселенных в наши места в XVII веке из Белорусского Полесья одним из самых богатых землевладельцев, приближенных к царю Алексею Михайловичу, Б.И.Морозовым.
Морозов получил от царя в откуп сотни тысяч десятин лесных угодий на Нижегородчине для организации производства поташа (техническое название карбоната кальция), пользующегося большим спросом на мировом рынке. Часть специалистов для изготовления поташа Б.И.Морозов вывез из своих владений в Белоруссии.
С тех пор и запылали на лесных полянах (майданах) кучи из разных пород деревьев (буды), в которых эти деревья пережигались в золу, являющуюся исходным материалом для добычи поташа. Торговля поташом обогащала царскую казну. А жителям нашего края, которые участвовали в производстве поташа, осталась память в названии деревень: Тольский Майдан, Салдамановский Майдан, Новый Майдан, Елфимов Майдан, Василев Майдан. Осталось еще слово "будаки", которым назывались работников будных майданов, переселенных в наши края из далекой Белоруссии.
Производство поташа буквально изменило ландшафт нашей местности. В северной части района все леса были уничтожены, и местность стала степной, с небольшими островками дубрав. Это произошло в более поздний период в 19 век