Считается, что раньше, чем ребенку исполнится 5 лет, обращаться к логопеду не надо. К 5 годам речь ребенка во многом сформирована. Самым благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 лет. Именно тогда родителям нужно задаться вопросом: «Все ли хорошо с речью ребенка?» Этот вопрос особенно актуален, если у матери были проблемы во время беременности или родов. Если ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда логопед не будет обращаться к родителям с вопросом: «Где же вы были раньше?» Чем раньше логопед обнаружит нарушения речи (если таковые имеются), тем проще будет все исправить.
Наиболее чувствительный период для развития речи ребенка — от 1 года до 5 лет. Поэтому особенно важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. А для этого, прежде всего, надо знать нормы развития речи в том или ином возрасте.
Речь ребенка в 3 года:
• словарь примерно 800-1000 слов;
• практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов;
• правильно применяет приставочные глаголы — приехал, уехал, выехал и прочее;
• начинает понимать и употреблять слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки и пр.);
• осваиваются названия частей предметов (чайник — донышко, носик, крышка; а раньше любая из этих деталей были просто чайником);
• появляются синонимы (веселый, радостный);
• появляется словотворчество — ребенок пытается сам образовывать нужные ему слова. (кататься на карусели=каруселиться, много съесть макарон=намакарониться, лопаткой копаем, значит она — копатка, бодаются рогами, значит – рогаются);
• замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.
Речь ребенка в 4 года:
• правильно произносит звуки Ш, Ж, Ч, Щ;
• пересказывает хорошо знакомую сказку, соответствующую возрасту (Курочка ряба, Теремок, Репка);
• замечает неправильное произношение звуков в собственной речи.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Если же звукопроизношение у ребёнка в порядке и логопед дал заключение о правильном речевом развитии ( соответственно возрасту ребёнка), то взрослый дома может самостоятельно позаниматься с ребёнком, используя логопедические игры, стихи, считалки, скороговорки, загадки. Они могут служить не только для тренировки правильного произношения, но и помочь поразмышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова. Благодаря этим упражнениям ребёнок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это – главное условие не только формирования правильного звукопроизношения, но и успешного обучения чтению и письму.
Произнести новый для ребёнка звук в слове, использовать его в повседневной речи – дело непростое. А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматического строения, места во фразе – задача очень сложная.
Хочется подчеркнуть особо, что даже при видимом благополучии речевого развития ребёнка лучше сходить на консультацию к логопеду, поскольку только специалист уверит вас в том, что действительно всё в порядке. Пожалуйста, не беритесь сами «ставить» ( вызывать) отсутствующий в речи звук или проводить коррекцию дефектного звука, не заставляйте произносить «трудный» для ребёнка звук, если он не умеет этого делать. Поверьте, гораздо труднее сломать неправильно выработанный стереотип звукопроизношения, чем создать новый. Поэтому доверьте коррекцию звукопроизношения логопеду, поскольку логопед владеет специальными знаниями и приёмами коррекции звукопроизношения.
...ЕщёЕсли же логопед предложил вам позаниматься дома по его заданиям, то прислушайтесь к следующим советам:
- будьте дружелюбны и уважительны к ребёнку;
- дайте почувствовать ребёнку, что занятия – не скучная, неизбежная повинность, а интересное, увлекательное де
Хочется подчеркнуть особо, что даже при видимом благополучии речевого развития ребёнка лучше сходить на консультацию к логопеду, поскольку только специалист уверит вас в том, что действительно всё в порядке. Пожалуйста, не беритесь сами «ставить» ( вызывать) отсутствующий в речи звук или проводить коррекцию дефектного звука, не заставляйте произносить «трудный» для ребёнка звук, если он не умеет этого делать. Поверьте, гораздо труднее сломать неправильно выработанный стереотип звукопроизношения, чем создать новый. Поэтому доверьте коррекцию звукопроизношения логопеду, поскольку логопед владеет специальными знаниями и приёмами коррекции звукопроизношения.
Если же логопед предложил вам позаниматься дома по его заданиям, то прислушайтесь к следующим советам:
- будьте дружелюбны и уважительны к ребёнку;
- дайте почувствовать ребёнку, что занятия – не скучная, неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно победит;
- поощряйте малейшие успехи ребёнка и будьте терпеливы при неудачах;
- возьмите за правило заниматься систематически ( не раз от разу, а в намеченные дни не отступая от графика, поскольку только систематические занятия дадут желаемый эффект;
- подбирайте задания по настроению ребёнка ( если ребёнок настроен шаловливо, предложите игру с хлопками, прыжками, не требующую особой усидчивости, если ребёнок спокоен, задумчив – поиграйте в более сложные, требующие внимания и сосредоточенности игры).
Логопед может также объяснить, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук. Зачастую это сложная и трудоёмкая для ребёнка задача. Не требуйте, чтобы он сразу правильно употреблял новый для него звук в повседневной речи. Ребёнок должен многократно в течение многих дней, повторять его отдельно, затем в слогах, словах, фразах, стихах. Только после этого звук появляется в его речи. Стихи, насыщенные изучаемым звуком, нужно прочитать ребёнку целиком, разобраться в содержании, повторить несколько раз, чтобы ребёнок привык произносить нужный звук в речевом потоке.