Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.Постановка звукаПо подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.Практический материал по автоматизации звука М1. Повтори слоги.Ма - моМа - мо - муАм - ом - ум - ымМо - маМу - мы - маУм - ом - ам - ымМу - мыМо - ма - муЫм - ом - ам - умМы - муМу - ма - мыОм - ум - ым - ам 2. Повтори слова.Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.Звук в конце слова:Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.Стечение согласных звуков в слогах и словах: Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.3. Повтори предложения.Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В замке много мрамора. В замке маленький ключ. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.4. Повтори чистоговорки.Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо.5. Повтори пословицы, поговорки.Много снега - много хлеба. Много воды - много травы. Москва - всем городам мать.6. Повтори скороговорки.Вы малину мыли ли?Мыли, но не мылили.Кот молоко лакал,А Боря булку в молоко макал.7. Повтори загадки.Красная девица сидит в темнице,Голова на ножке,А коса на улице.(Морковь)В голове горошки.(Мак)Целый день летает,Всем надоедает.Ночь настает,Тогда перестает.(Муха)Пьёт бензин, как молоко,Может бегать далеко.Возит грузы и людей.Ты знаком, конечно, с ней.(Машина)8. Выучи стихотворения.Мама, так тебя люблю,Что не знаю прямо!Я морскому кораблюДам названье «Мама!».(Я. Аким)Можно мне? - Спросила мышка?Что ты? Ты еще малышка.(Г. Сатир)9. Игра «Подскажи словечко»Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.И шалить без передышкиЦелый день могли...(мартышки).Мы щенка в воде и в мылеДва часа мочалкой...(мыли).Прицепившись к задней шине,Маша едет на...(машине).В подполье, в каморкеЖивет она в норке,Серая малышка.Кто же это? (Мышка).10. Игра «Наоборот»Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.Глупый - (мудрый)Много - (мало)Большой - (маленький)Сухой - (мокрый)11. Перескажи рассказВзрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.На, Мурка молоко.Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!Звук Мь Артикуляция звукаСм.звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.Постановка звука. По подражанию.1. Повтори слоги.Мя - ме - мюМя - мя - мяМя - мю - меЯмь - ямь - ямьМи - мя - мюМи - ми - миМю - ме - миМе - ме - меМё - ми - мяИмь - имь - имьМю - мю - мюЕмь - емь - емь 2. Повтори слова.Звук в начале слова:Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел; мёд, мёл.Звук в середине слова:Имя, замять, знамя; домик, комик, камин, домино, витамин, замирать; комета, камень, поменять, заметка, замена, камелия, перемена; намёк, помёт.Стечение согласных звуков в слогах и словах: Тме, дме, бме, вме, сме. Отмена, отменить, отмести; подменить, подметать; обмен, обменять; вместе; смета, смелый.3. Повтори предложения.У Милы медаль. Мила метает мяч. Мишка любит мёд. Миша мигает Миле. Мяч летит минуту. Мила бросила мяч метко. Миша ест мясо. В доме камин. На доме висит знамя. Комета летит мимо домика Милы. Митя заметил камень. Комик понял намек. Митя несет знамя. У мяты мятный вкус. На улице метёт метель. Миша пьёт витамины. Медведь любит мёд. Митя рисует мелом.4. Повтори чистоговорки.Ми - ми - ми - я пою ноту ми. Ми - ми - ми - идём сами.5. Повтори пословицы, поговорки.С волками жить – по-волчьи выть. Кто смел, тот и съел.6. Повтори загадки.Бьют его, а он не плачет,Только выше, выше скачет.(Мяч)Летом по лесу гуляет,Зимой в берлоге отдыхает.(Медведь)Белый камешек растаял,На доске следы оставил.(Мел)Рогатый, а не бодается.(Месяц)Скручена, связана,На кол посажена,А по улице пляшет.(Метла).7. Выучи стихотворение.Мячик.Мячик прыгает цветнойВо дворе передо мной,Этот мячик очень мил:Стёкол он еще не бил!(Г. Виеру)8. Игра «Подскажи словечко».Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.Не влезает в книжкуКосолапый... (мишка).Наша Таня громко плачет,Уронила в речку... (мячик).Он всю зиму в шубе спал,Лапу бурую сосал,А проснувшись, стал реветь.Это зверь лесной... (медведь).9. Игра «Наоборот».Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука МЬ.Война - (мир)быстро - (медленно)Ссориться - (мириться)твердый - (мягкий) 10. Игра «Будь внимательным».Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком МЬ, которые в нём встречаются.У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!Дифференциация звуков М – МЬ После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, МЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.Практический материал на дифференциацию звуков М - МЬ1. Повтори слоги.Ма - мяМу - мюМы - миМя - маМю - муМи - мыМа - мя - маМу - мю - муМы - ми - мыМя - ма - мяМю - му - мюМи - мы - ми 2. Повтори слова.Мал - мялМама - мятаМотмёдМоль - миляМать - мятьЗима - знамяКомод - каминКума - имяМаг - мягкийМыс - тминМыло - милоКумыс - каминМала - мялаЛомать - замятьМасло - мясоМороз - минус 3. Повтори предложенияМаленькая Мила любит мед. Мама Милы купила масло и мясо. Митя смотрит на камин. Маша несет знамя. Мама моет Милу мятным мылом. Мама замесила тесто. В саду у Маши растет мята. Мила слушает музыку. Мария - красивое имя. Марат играет в мяч. У Милы дома живет маленький котенок. В море плавают медузы. У Мани любимая игрушка - мишка. Зимой часто метет метель. Медведь ест малину. Макар несет мешок с мандаринами.4. Повтори чистоговорки.Ма - мя - ма - я пишу сама.Ми - мы - ми - мы читаем сами.Му - мю - му - я иду к дому.Мя - ма - мя - у тебя красивое имя.5. Повтори пословицы, поговорки.Доброму и добрая память. Миром и горы сдвинем. Мало хотеть, надо уметь.6. Повтори скороговорки.На мели мы налима поймали.Мед в лесу медведь нашел,Мало меду, много пчел.Не жалела мама мыла,Мама Милу мылом мыла.Мила мыло не любила,Миле в глаз попало мыло.- Что ты плачешь, наша Мила?- Я выплакиваю мыло.7. Повтори загадки.Маленький рост, длинный хвост,Серая шубка, острые зубки.(Мышь)Многолюден, шумен, молод,Под землей грохочет город.А дома с народом тутВдоль по улице бегут.(Метро)Сам худ, а голова с пуд.(Молоток)Хозяин лесной просыпается весной,А зимой под вьюжный войСпит в избушке снеговой.(Медведь)8. Выучи стихотворения.Мой конь.Язалез на коняИ держусь руками.Посмотрите на меня, -Я поехал к маме.(М. Клокова)Март месяц,А метель, мороз...Купили маме мы мимоз. Умники!(Е. Благинина)9. Игра «Доскажи фразу»Взрослый просит ребенка закончить фразу подходящим по смыслу словом.Конь ржет, а корова... (мычит). Собака лает, а кошка... (мяукает). Луна светит, а звезды... (мерцают).10. Игра «Составь предложения».Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:Маша - медМарк - мячМила - магазинМама - мясоМаня - доминоМила - дом 11. Перескажи рассказ.Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.Мила с мамой пошли в лес за грибами. Мила взяла большую корзину. «Мама, я хочу собрать много грибов», - сказала девочка. В лесу Мила искала грибы под каждым кустиком, под каждым пеньком, заглядывала под листочки. Очень быстро корзина, наполнилась грибами. Мила показала корзинку маме, а там одни мухоморы. «Мила, это же несъедобные грибы. Их нельзя есть, а то в больницу попадешь. Не расстраивайся, Мила, я поделюсь с тобой своими грибами», - сказала мама.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев