НАПИСАНИЕ.
В начале своей карьеры столкнулась с тем,что при написании логопедической характеристики,не могла правильно сформировать свои мысли, заключения, и в конце концов охарактеризовать ребенка правильно,чтобы не было стыдно показывать характеристику другим специалистам. Ох и намучилась я в то время с этим всем. И для себя сделала вот такое клише. которым делюсь с вами.Оно у меня в течении всей моей карьеры добавляется и это не окончательный вариант.
Логопедическая характеристика
Рассматриваемый аспект
Данные о ходе речевого развития
Варианты записи
Данные о ходе речевого развития
• Речевое развитие по возрасту;
• без особенностей;
• доречевое развитие с задержкой;
• раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
• в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
• поздно начал говорить;
• до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
• ранее психомоторное развитие с задержкой;
• фразовая речь – с 3 лет.
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата
• Анатомическое строение без аномалий;
• не удерживает позу закрытого рта;
• может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
• движение языка замедленные, с затруднениями;
• основные движения языком, губами выполняет;
• губы толстые, малоподвижные;
• наблюдается замена движений и синкенезии;
• язык вялый, массивный, объем движений неполный;
• переключаемость движений нарушена;
• тонус нормальный, активность движений достаточная;
• кончик языка малоактивный;
• при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
• прикус – прогения;
• отмечается повышенная соливация;
• твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
• точность выполнения движений сохранна;
• зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
• мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
Состояние мелкой моторики
• Движение рук неточное;
• пробы Хеда выполняет выборочно;
• с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
• навыками самообслуживания не владеет;
• недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
• произвольная моторика не сформирована;
• ведущая рука - правая;
• предпочитает работать левой рукой;
• все движения выполняет правильно;
• мышечный тонус повышен;
• неправильно держит карандаш;
• моторная неловкость при работе с пластилином;
• испытывает трудности при овладении графическими навыками;
• наблюдается замедленный темп письма;
Состояние общей моторики
• Двигательно неловок, медлителен;
• ограничен объем активных движений;
• отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
• испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;
• мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
• отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
• замен движений и синкенезий не наблюдается;
Понимание речи
• Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
• понимание речи затруднено;
• выполняет задания по словесной инструкции;
• нуждается в неоднократном повторении задания;
• с опозданием реагирует на обращение учителя;
• речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
• понимание речи связано с незнанием русского языка.
Звукопроизношение
• Имеются недостатки произношения;
• нарушено произношение звуков …;
• дефектно произносит оппозиционные звуки;
• недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
• изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
• отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
• полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.
Фонематические процессы
• Фонематический слух недостаточно сформирован;
• фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
• фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
• затрудняется придумать слово на заданный звук;
• слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
• неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
• фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
• при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом
• Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
• допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
• имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
• определение места звука в слове сформировано;
• место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
• имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;
Воспроизведение слов сложного звукового состава
• Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
• количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
• переставляет слоги местами; слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания
• Темп высказываний замедленный;
• речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
• звуки произносятся нечетко;
• голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
• дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
• темп и ритм речи в пределах нормы;
• словесное ударение употребляет правильно;интонационная речь недостаточно выразительна.
Проявления заикания
• Не заикается;
• иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике; наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);
Словарный запас
• Объем словарного запаса соответствует возрасту;
• словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
• не всегда точно использует слова;
• испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
• в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
• не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
• часто использует слова не по назначению;
• допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
• страдает понимание и употребление обобщающих понятий.
Грамматический строй
• Недостаточно сформирован для данного возраста;
• в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
• допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
• имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
• неправильно употребляет предлоги, падежи;
• имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
• в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
• допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
• имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
• допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
• есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).
Связная речь
• Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
• в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
• неотчетливо произносит слова;
• оречевление затруднено;
• при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
• наблюдается высокий уровень речевого развития;
• опыт речевого общения беден;
• самостоятельно высказаться затрудняется;
• устная форма речи недостаточно сформирована.
• грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
Письмо
• Имеются многочисленные ошибки разного характера;
• испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
• при списывании наблюдаются единичные ошибки;
• при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).
Чтение
• Способ чтения побуквенно – слоговой;
• чтение замедленное, послоговое, словами;
• понимание прочитанного с неточностями;
• чтение послоговое, простые слова читает целостно;
• делает запинки при чтении многосложных слов;
• чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
• не отвечает на вопросы по тексту;
• при чтении слова произносит неотчетливо.
Координация и пространственная ориентировка
• Нечеткая координация движений;
• затрудняется определить правую, левую сторону;
• зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно;
• причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
• неправильно располагает написанное на листе бумаги;
• схема тела не сформирована;
• правильно определяет части тела.
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)
• Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
• охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;
• легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
• имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;
• испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;
• внимание неустойчивое, часто отвлекается;
• значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;
• с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
• запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;
• инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.
Логопедическое заключение
• Показаний для занятий на логопункте нет;
• фонематическое недоразвитие речи;
• общее недоразвитие речи;
• нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
• нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
• недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
• лексико-грамматическое недоразвитие;
• полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;
• сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);
• имеется нерезко выраженная дисграфия;
• аграмматическая дислексия и дисграфия;
• фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
Основные причины трудностей усвоения учебного материала
• Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
• трудности адаптации в школьном учреждении;
• нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
• незрелость эмоционально – волевой сферы;
• педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
• гиперопека родителей;
• недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
• двигательная расторможенность, гиперактивность;
• ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
• трудности начались со второго полугодия, после болезни;
• недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
• трудности овладения учебными терминами, понятиями;
• слабо развито словесно-логическое мышление;
• недостаточное развитие связной речи;
• трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
• невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
Результаты речевого развития
• Динамика речевого развития незначительная;
• при положительной динамике развития выпущен из группы;
• рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
• динамики в развитии не наблюдается;
• логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.
Рекомендации
• Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;
• избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;
• ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;
• перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;
• в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);
• систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;
• пополнение и уточнение имеющихся знаний;
• систематизация умения и навыков;
• рекомендуется консультация у специалистов…;
• во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;
• рекомендован дополнительный отдых;
• уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;
• посещение занятий с психологом и логопедом;
• устранение пробелов в имеющихся знаниях;
• довести до необходимого уровня учебную деятельность;
• стимулировать самооценку;
• создание возможности выбора…;
• повышение личной ответственности;
• создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.;
• оказание помощи в обретении веры в свои силы;
• рекомендован повторный курс обучения;
• проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;
• восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
• ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;
• для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”;
• единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей.
Админ группы:
Солодухина Юлия Сергеевна
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 19