Общение с помощью речи – удивительный и сложный процесс, в ходе которого задействуются самые разные органы и части мозга. Поэтому логопеды, развивающие детскую речь, порой прибегают к неочевидным, но очень эффективным методам.
👉 Связь моторики и речи
Хотя может показаться, что незатейливые на первый взгляд пальчиковые игры никак не связаны с лечением речевой задержки или ускорением развития, их использование имеет научное обоснование. Мелкая моторика прямо или косвенно влияет на навыки, от которых зависит скорость появления речи и ее чистота.
Жесты и мимика – это инструменты, используемые 👶 для донесения до родителей своих желаний еще до того, как научатся говорить. Этот метод общения сопровождает человека на протяжении всей его жизни, так как жесты помогают сделать речь яркой и интересной, с передачей своих эмоций без слов.
Связь механических движений ручками или пальчиками с произношением слов вполне объяснима. Дело в том, что разные отделы человеческого мозга расположены не в хаотичном порядке, а в соответствии с продуманным планом. Так, зона, отвечающая за речь, находится совсем рядом с той, которая контролирует жестикуляцию. Поэтому развитие моторики активно тренирует ту самую область мозга, которая будет стимулировать появление и развитие словесного общения. В результате детки без патологий, с которыми занимаются родители, начинают говорить или улучшают речевые навыки быстрее, чем их сверстники. Даже при наличии задержки пальчиковые игры помогут наверстать упущенное и значительно улучшить речевые способности 👶 как в младшем, так и в среднем или старшем дошкольном возрасте.
👉 Как работают пальчиковые игры
Пальчиковые игры – это увлекательные упражнения, разработанные специально для 👶. Они представляют собой игру, в которой роль персонажей играют руки или пальцы. По ходу развлечений происходит инсценировка разных сказок, стишков, рассказов или других историй, в том числе тех, которые рождаются на ходу. Уникальность игр в том, что воздействие на речевые навыки происходит двумя способами:
Движения пальчиками – через моторику и мыслительную активность
Озвучивание сюжета взрослыми – формирование пассивного словарного запаса и тренировка памяти
Технически пальчиковые игры – это гимнастика для ручек, ножек и пальчиков, однако она подана под привлекательной оберткой игры, которая будет удерживать внимание малыша и не даст ему заскучать.
Иногда игровой процесс совмещается с разучиванием стишков или коротких рассказов. Такого комбинированное воздействие одновременно развивает:
🔸Моторику
🔸Мозговую активность
🔸Речь
🔸Пространственное мышление
🔸Фантазию
🔸Концентрацию внимания
🔸Скорость реакции
🔸Выразительность
👶 не только лучше запоминает услышанные тексты, но и привносит слова из них в свой активный и пассивный словарный запас, что значительно улучшает выразительность речи.
👉 Цель игр и принцип игрового процесса
Пальчиковые игры, главным образом, направлены на развитие мелкой моторики, координации движения, а также концентрации и переключения внимания. Эти навыки стимулируют умственное развитие малыша и способствуют улучшению речевых навыков. Когда ребенок играет пальчиками и попутно повторяет стишок или короткую историю, он тренирует произношение, четкость речи, скорость проговаривания слов, а также память и словарный запас. Так как в игре нужно показывать действия, которые проговариваются вслух, оттачивается согласованность между речью и движениями малыша.
📌Обычно пальчиковые игры выглядят следующим образом:
🔸Взрослый сам проговаривает слова и двигает пальцами.
🔸Взрослый снова рассказывает, но в этот раз двигает рукой или пальчиками 👶 , показывая, что нужно делать.
🔸Взрослый продолжает выступать в роли рассказчика, а движения выполняются уже вдвоем, в одно и то же время.
🔸Действия уже выполняет только 👶, в то время как взрослый озвучивает историю и по необходимости помогает ему.
🔸 👶 самостоятельно играет пальчиками и рассказывает историю, а взрослый помогает ему или подсказывает, если тот сбился или запутался.
Такой простой механизм на удивление эффективен, так как одновременно развиваются умственные способности, моторика и другие физические навыки, а также речь и социальные навыки малыша.
👉 Полезные рекомендации
Хотя пальчиковые игры несут элемент развлечения, важно понимать, что это своего рода тренировка ручек, поэтому начинать ее нужно с разминки. Это могут быть сгибания и разгибания пальцев в кулачок или немного усложненные действия, которые также можно проводить в интересной игровой форме.
Вот несколько полезных советов:
👶 должен понимать смысл игры и идеи, которые в ней звучат. Поэтому перед началом нужно рассказать ему о незнакомых пунктах с помощью игрушек, картинок или других наглядных пособий.
👶 увлечется игрой, только если вы будете проявлять к ней интерес.
Делайте упражнения вместе с ним и показывайте, что вам это нравится.
Параллельно развивайте тактильные ощущения и осязание. Если это не противоречит сюжету, ваши пальцы могут бегать по 👶 и взаимодействовать с ним.
🔸Используйте все инструменты, чтобы ваша речь была выразительной: изменение интонации, паузы, смена темпа, воодушевление, изменение громкости и другие приемы.
🔸Регулярно меняйте темы игр, чтобы учить 👶 новым словам, а также не терять его увлеченность.
🔸Учитывайте интересы 👶 , чтобы хотя бы в части историй фигурировали животные, предметы или явления, которые ему нравятся.
🔸Главное, не забывайте о том, что такие важные для будущей жизни 👶 упражнения, не должны быть принудительными. Не стоит применять пальчиковые игры, когда ему плохо или он не в настроении, чтобы не отбить охоту от дальнейших занятий. Тогда речь и общение с родителями будут ассоциироваться у 👶 исключительно с приятными впечатлениями, которые в свою очередь простимулируют его к дальнейшему развитию навыков.
👉 Для записи на диагностику логопеда-дефектолога или нейропсихолога напишите нам или позвоните 89375349933
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев