Каждая мама, родившая своего ребенка, задает себе вопрос: «А мой будет умным?». Психологи и физиологи, анализируя те или иные особенности развития новорожденного, а далее детского поведения, мышления, способности к обучению, к освоению материала, характера и других проявлений ребёнка, любят говорить, что все дети разные. Но всё же некоторых из детей называют «одарённый ребёнок».
🔷 Одаренность в психологии — это особый уровень развития личных способностей.
🔷 Одаренность в физиологии – это способность мозга изменять себя на протяжении всей жизни. Пластичность мозга определяет нашу способность к обучению. Если человек может приобретать новые знания, навыки, избавляться от старых плохих привычек - его мозг пластичен. Помогает в приобретении новых способов мышления именно внимание и умение его концентрировать. Всем известно, что у новорожденного ребенка имеются патологические рефлексы, которые плавно, к 6 месяцем, исчезают. Далее начинают формироваться умения, навыки и способности. А если с позиции, анатомии нервных клеток в этот период, происходит некая трансформация - незрелые нейроны у которых нет отростков, начинают расти, у них появляются короткие отростки (дендриты). В процессе стимуляции (физической, зрительной, слуховой) эти отростки формируют контакты между нервными клетками (синапсы). Сеть контактов (нейросеть) формирует зрелую центральную нервную систему (ЦНС), по которым двигаются электрические импульсы.
И психологи, и физиологи считают, что именно одарённость позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности, по сравнению с другими людьми.
☝🏻 Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В настоящее время учеными в области психологии и физиологии доказано, что одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств. Необходимо также отметить, что для развития одаренности большое значение имеет стимуляция двигательного, зрительного и слухового анализаторов родителями после родов, а также собственная активность ребенка. Психологические механизмы его саморазвития заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности.
Согласно изучению психогенетиков, на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество.
📈 Не надо забывать, что человек в своем развитии проходит следующие стадии развития: оплодотворение, беременность, роды, импринтинг, воспитание, обучение и самообразование.
С позиции психологии и физиологии развития, для формирования ума или одарённости наиболее важными являются, два периода: импринтинг и воспитание. Психология материнства, роды и формирующееся после рождения, запечатление окружающее среды (вкус, запах, свет, звук, гравитация, глубокая и поверхностная чувствительность) определяют своеобразный поворотный момент в развитии мозга. Роды служат сигналом к функциональному «обнулированию» и отказу от внутриутробных функций, а импринтинг отключает и подавляет патологические рефлексы в первые полгода жизни после родов. Синдром оживления в родах с активацией электрической активности ЦНС (регенерация нейронов в незрелом мозге), а также импринтинг (первые 6 месяцев после родов) – ключ к решению многих, если не всех проблем нервной системы, психики и речи.
🔷 Импринтинг – это закономерная стадия жизни, определяющая степень зрелости человека и его мозга. Импринтинг – это первичное запечатление стимулов окружающей среды. Из-за резкого перехода из водной среды в воздушные и быстрые формирования мозга, ее называют критической стадией развития. На этой стадии развития ЦНС формируется структурно-функциональная зрелость промежуточного мозга, а именно таламуса, гипоталамуса, эпифиза и гипофиза. Развивается слуховой, двигательный и зрительный анализаторы.
Одарённость в детском возрасте имеет определённую специфику, которая отличает её от одаренности взрослого человека - она часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый период взросления имеет свои предпосылки развития способностей. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности если её не поддерживать и не подкреплять новыми знаниями и умениями. Большую роль в формирование одарённости в детском возрасте имеет игровая деятельность родителей. В игре всегда встречаются страшные животные, непредсказуемые последствия и риски для жизни. Если мама и папа в воспитании своего ребёнка используют игровые и сказочные элементы, то ребёнок быстрее научиться мыслить, делать выводы, выходить из сложных ситуаций. Например, борьба добра со злом в сказке всегда приводит к формированию нестандартного мышления, скорости запоминания, освоению новых умений и навыков, а также формированию нестандартных форм поведения. Предлагая ребёнку различные, нестандартные формы освоения внешней среды, учебного материала, родители тем самым развивают его мозг, интеллект, творческий подход к решению вопросов, что может в дальнейшем привести к формированию одарённости.
Детей с одарённостью отличает: наличие высокого уровня интеллекта, повышенный уровень критического мышления, способность самостоятельно философски осмысливать сложные интеллектуальные проблемы, высокий творческий потенциал.
Одаренность часто проявляется не только в обучении, но и в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлечение техническим конструированием, сочинение стихов или рассказов.
Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.
📍 Для справки: Ученые из Центра прикладных исследований экологии и лесопользования рассказали, что мозг птиц, живущих на островах, может с годами увеличиваться. Данная тенденция связана с изменениями условий обитания при перелетах, требующих запоминания новых ландшафтов и климатических особенностей. То есть постоянно изменяющиеся условия обитания и необходимость адаптации к ним, и привели к развитию мозга у этих птиц. Такие выводы сделали учёные из Испании, Швеции и Канады. Их исследование опубликовано в журнале Nature Communications.
Каждый человек на планете Земля, находясь в утробе матери в сложенном состоянии, рождается на свет через стресс. Родовой стресс – это основной механизм запуска электрических процессов в мозге (регенерация).
В основе научного открытия лежит принцип единства электрических процессов в ЦНС (центральной нервной системе) в ходе родов и в ходе реабилитации.
Как в родах, так и в процессе реабилитации, человек и его мозг испытывает одни и те же нагрузки, которые «запускают» регенерацию нейронов, рост самих клеток и их отростков, а также связей между ними. В результате дозированных нагрузок (урок, интенсив, тренинг «до отказа патологических рефлексов») происходит восстановление структур и функций мозга.
Применяемая в процессе реабилитации «обогащённая среда с эмоциональным подкреплением» в виде дозированных физических, психических и речевых нагрузок, и родовый стресс у младенца, который он испытывает в процессе нормальных родов, имеют единый механизм запуска процессов регенерации нервных клеток. Система нейрореабилитации повторяет все процессы активации, происходящие во время беременности и родов.
Поэтому, чтобы получить здоровый мозг, высокий интеллект и хороший уровень адаптации к условиям среды, нужен комплексный коррекционный подход, а также механизмы импринтинга и воспитания.
Таким образом, установленное явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека является новой, неизвестной ранее закономерностью, которая на практике позволяет восстановить больных с незрелым или поврежденным мозгом, ранее считавшимися неизлечимыми. Лечение нагрузкой комплексно-коррекционно-развивающих мероприятий открывает новые перспективы в изучении функций мозга, развития, таких его свойств, как регенерация и нейропластичность.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев