Как ИИ-психолог Лея вводит подписчиков в заблуждение
Одни психологи запрещают даже упоминать искусственный интеллект на своём ресурсе, другие — используют нейросети для психологической помощи. Мне попалось в VK сообщество, где нейросеть по имени Лея предлагает помощь в решении психологических проблем.
В чём тут надувательство психологически неграмотных пользователей?

Нейросеть может информировать читателя, но не может корректно выявить проблему. Точнее, можно загрузить в нейросеть протокол опроса клиента и сделать предположение, что у него за проблема. Но психология — не хирургия.
Любая предварительная гипотеза требует уточнения в личном общении. Квалифицированный психолог полагается не только на знание признаков психологической проблемы, но и на десятки факторов, которые проявляются только в живом диалоге.
Паузы в речи, заминки, першение в горле и кашель, громкость речи, интонирование, особенности позы и жестикуляции — всё это важно для диагностики проблемы. ИИ это не распознаёт.

Информация не помогает решить проблему. Давайте различать задачи и проблемы. Для решения задачи советы психолога бывают полезны. Проблема — это «неисправность» в контакте человека с самим собой и с миром. Как правило, корни проблем уходят глубоко в детство клиента, в историю родительской семьи и всего рода, до 7 поколений вглубь.
Чтобы исцелить психологическое повреждение на таком глубинном уровне, необходим плотный личный контакт с психологом. ИИ не располагает возможностями создавать диаду с клиентом, оставаться в контакте на протяжении сессии от 50 минут до нескольких часов и удерживать клиента в терапевтическом альянсе.
Пользователь Леи может через 5 минут выйти из группы — и никакие изменения даже не начнутся.

Главное психологическое воздействие оказывает не информация, не самодиагностика и не самопомощь, а отношения. Консультирование создаёт отношения в рамках психологической помощи. Отношения — интеллектуальный, эмоциональный и духовный процесс, связывающий двух живых людей.
Психологи помогают не только своими знаниями и своим опытом, но и своей личностью. Когда клиенту кажется, что психолог просто молчит и слушает, психолог находится в напряжении и совершает огромную работу. Эта работа может сильно влиять на психолога, доставлять ему эмоциональную боль, возвращать в травму. Для проработки последствий помощи клиентам психологи обращаются к супервизорам. Это тяжёлый труд и самосовершенствование рядом с клиентами.
Забота о клиенте — это осознанная личная эмоциональная вовлечённость с тратой душевных сил. «Заботливый искусственный интеллект» — это обман. ИИ не может заботиться, потому что это такой же бытовой автомат, как пылесос и стиральная машина. Пылесос о вас заботится? Ну тогда ок! Сочувствую!
Если нет душевной вовлечённости — нет и психологического исцеления, потому что психологическая помощь — это взаимный процесс между двумя людьми. Боты не вступают в эмоциональный контакт, а потому не могут помогать разбираться в проблемах — в принципе.

Чем выше квалификация психолога, тем яснее его понимание, что главный помогающий фактор — способность любить. Нарциссический психолог не способен на любовь, но он может быть отличным специалистом. Однако если сравнить глубину помощи нелюбящего и любящего психолога, второй даёт исцеление глубже, мощнее, эффективнее.
Любое психологическое повреждение, которое приводит к проблемам и душевной боли, так или иначе связано с недостатком любви. И вся взрослая жизнь, с психологом или без психолога — это компенсация дефицита любви всеми доступными способами.
Если находится такой человек, который способен наполнить здоровой любовью без зависимости и манипуляций — это тоже терапия. И психологам часто приходится заменять близкого, который может любить не по долгу профессии. А здоровой любви в мире очень мало.

ИИ-психолог Лея и другие подобные проекты — это фейк. Но справедливости ради могу добавить, что этот человекообразный робот может быть кому-то нужным. Ведь у многих людей травмы настолько глубокие, что не позволяют приблизиться к другому живому человеку.
И тогда срабатывает психологическая защита: мне нужна помощь, но я справлюсь сам, с помощью нейросети, похожей на человека.
Я думаю, подписка на бота — это беззвучный крик отчаяния в глухом одиночестве, без любви. Это подписка на мечту о любви. Подписка на самообман. Подписка на иллюзию жизни, в которой от реальной жизни — примерно ничего.

Текст создан без применения искусственного интеллекта.
Нет комментариев