…что Переяславское соглашение 1654 года о принятии Хмельницким протектората московского царя было официально денонсировано гетманом Иваном Выговским в его "Манифесте к иностранным правителям" в октябре 1658 года – менее чем через пять лет после Переяславского Рады.
Во вступительной части этого Манифеста, адресованного "ясновельможным, благороднейшим, светлейшим, почтеннейшим, славнейшим, знаменитым, высокородным, достойным властителям, царям, электорам, князьям, маркизам, республикам, графам, баронам, знати, гражданам и т. п., и т. п." сказано:
"Мы, всё войско Запорожское, заявляем и свидетельствуем перед Богом и всем миром этой нашей правдивой и чистосердечной манифестацией, что поводом для ведения наших войн с Польшей не была никакая другая причина, не другая цель и намерение, кроме как защита святой восточной церкви, равно как и наших прадедовых вольностей, любовь к которым мы сохранили вместе с нашим гетманом, вечной памяти Богданом Хмельницким.
<…>
И не по другой какой причине мы приняли протекторат великого князя московского, а лишь для того, чтобы по соглашению, заключённому с помощью оружия и с Божьей помощью восстановленному не раз пролитой кровью, мы могли сохранить и приумножить наши вольности для нас и наших потомков".
Далее идёт мотивировочная часть, в которой описывается (c примерами) "лукавство обманщиков московитов", их стремление "подавить и присоединить", с соответствующей аргументацией. Приводятся также сведения о разжигании Московией междуусобной враждебности с целью достижения своей цели, а также об угрозах и прямых военных действиях.
Ну и, наконец, в "резолютивной" части Манифеста говорится:
"Так раскрылась хитрость и коварство тех, кто без всякой нашей вины готовил для нас сначала междоусобицу и гражданскую войну, а потом и открыто, угрозой своего оружия – рабское иго. Для того чтобы уничтожить его, мы и доказываем нашу невиновность и, призывая на помощь Бога, начинаем законную защиту и вынужденно ищем помощи соседей во имя своей свободы. Поэтому на нас нет вины и не мы являемся причиной этой войны, которую теперь разожгли. Мы хотели быть верны великому князю [московскому], но нас заставили взяться за оружие".
Нет комментариев