При словах «конфликт на КВЖД», которые у нас до сих пор используют как стыдливые трусы, прикрывая слова «советско-китайская война» («бактуюэсэсайщики» исходят на говно, доказывая, что официально войну никто не объявлял — как и войны в Афганистане, Чечне и «сами знаете где», что даже им не мешает называть их войнами; но вот не могла Россия воевать со своим большим коммунистическим другом КНР, ни тогда, ни на Даманском — никогда!), современный россиянин тут же вспоминает примерно ничего. Арктически сияющая белая пустота…
Я — не совсем рядовой россиянин, потому что помню в школьном кабинете НВП советский плакат, на котором были изображены насаженные на штыки «враги СССР» с надписями «интервенты», «белополяки», «белофинны», «японские милитаристы», «нацисты» и датами-местами их «показательных порок» отважной Красной армией. Одной из таких «штыкованных» фигур был в старом-добром стиле расизма XIX века раскосый и плоскомордый субъект с торчащими изо рта кривыми зубами в рванине (они все там были в ней) с надписью «белокитайцы» и датою «1929 год, конфликт на КВЖД».
Собственно говоря, практически всю жизнь этим мои познания об оном событии и ограничивались. Ну, помню еще какую-то книгу про танки, где писали, как РККА юзала их в 1929 году, но в голове осталось только, что «получилось так себе», ибо матчасть хромала, машины глохли и ломались. Буквально всё. Кто, кого и за что мутузил с 12 октября по 22 декабря 1929 года вдоль советской границы с Маньчжурией — тайна сия оставалась велика есмь, в первую очередь потому, что не попадалось никакой внятной и дельной книжки про это (спойлер — да ее и не было, только «псевдоученОвые» статьи и разнообразной ценности «истмакулатура» типа «из истории погранвойск России» для попиления бюджета на пиар погранвойск России).
И вот, внезапно, появилось оно — нечто под названием «Конфликт на КВЖД. Война, которую решили забыть» авторства некоего А. М. Пастухова. Ну, насчет некоего я немного загибаю — в «иные лета», странствуя по тогда еще активно работавшим историческим форумам в Инете, встречал я там оного персонажа, гордившегося своими познаниями в китайском и корейском, обхаивавшего примерно всё, что писали про Корею и Китай другие «современные специалисты», а по совместительству великим ура-патриотом, крикливо и без особого стеснения в выражениях матерящим всех, кто, например (я ни на кого тут не намекаю…), ставил под сомнения масштаб гениальности великого и ужасного полководца Суворова А. В. (ни разу не корейца, потому в этих «дискуссиях» уровень его познаний колыхался ненамного выше плинтуса). Так что ожидания мои были двойственными — я помнил, что по-китайски он читает, так что можно ждать владения «зарубежной матчастью», но «особенности питания и воспитания» заставляли опасаться геройских «рассказок о Блюхере и советских солдатах»…
В общем, книжку я купил и прочитал. Ну как прочитал… Горячее желание автора осветить «истоки конфликта» едва ли не с походов Ерофея Хабарова, а потом очень нудно и подробно изложить историю замысла, планирования, строительства и эксплуатации КВЖД, откушавшая «бОльшую половину» книги из «овер 500 страниц», я не одобрил — и «вот это всё читать не стал», рыбу завернул. Начал с изложения событий 1927 года — как Коминтерн рассорился с Гоминьданом, потому что ждал в Китае со дня на день социалистическую революцию, а там никак не могли закончить еще буржуазно-националистическую (маловато, видимо, было в стране, не расставшейся как следует с феодализмом, и буржуазии, и классово сознательного пролетариата — только националистов оказалось предостаточно).
Однако же некоторые мои опасения так и не сбылись — автор тщательно старается «держать себя за язык», почти никого не облаивает, делает сноски там, где надо, пруфирует свои выводы и предположения, приводит мнения со всех возможных сторон, частенько скромно пишет, что «этот вопрос требует дальнейших серьезных исследований архивов» (которые, учитывая, что перед нами первая большая и научная книжка про сабж за почти 100 лет, будут, наверное, проведены «примерно никогда»), а также «глубоко не выпячивает» и не сует под нос свои просоветские симпатии. Даже постоянно «разоблачает» официоз, который настаивал, что «белокитаи» готовили «широкомасштабельную агрессию» на Советский Союз, и РККА всего лишь «наносила упреждающие удары». Человек-Пастухов ни капли не сомневается в том, что действия ОДВА (Особой дальневосточной армии) были направлены на то, чтобы «точечно поколотить белокитаев, пока не покраснеют» и не отдадут захваченную КВЖД, да еще и извинятся за свое поведение. В общем, хочется надеяться, что в этом конкретном случае возраст к человеку-Пастухову пришел не один…
А фактура на самом деле «нетронутая», и говорить, что «вот тут вообще вопрос исследован впервые в историографии» глупо, ибо примерно вся (ну, та половина, которую я одолел) книга именно это и делает. Вряд ли у «простого юзера, интересующегося белыми пятнами истории России», останутся какие-то вопросы по событиям на КВЖД в описанный период, об их причинах, ходе и следствиях. Кстати, и в оценке результатов «конфликта» автор тоже не согласен с официальной версией — да, поколотили и вынудили «белокитаев» подписать «возврат всего взад», но по большей части возврат этот случился на бумаге, а всё остальное саботировалось в некоторых случаях вплоть до того момента, как всю КВЖД пришлось «продать за три копейки» новому государству Маньчжоу-Го «по настоятельной просьбе» кукловодивших его японцев в 1935 году…
В общем, рыба неплохая, надо брать.
Нет комментариев