Утром 9 февраля 1945 года с аэродрома Орадя (ныне граница Румынии с Венгрией) взлетел румынский штурмовик немецкой постройки «Хеншель» Hs 129 с хвостовым номером «214b». Не набирая высоту, он отправился на северо-запад, в сторону линии фронта, однако на траверзе Дебрецена его перехватили поднятые с местного аэродрома два румынских истребителя IAR.81. Пилот «Хеншеля» игнорировал сигналы перехватчиков, и тогда они без колебаний расстреляли штурмовик, который пошёл на вынужденную посадку. Три человека, почему-то летевшие в одноместном самолёте, были ранены, но живы, и их отправили в госпиталь. Таких эпизодов с «дружественным огнём» любая война знает немало, но в этом есть одно «но»: 16 апреля 1945 года специальным приказом командующего 2-го Украинского фронта маршала Р. Я. Малиновского оба румынских лётчика-истребителя были награждены орденами Красного Знамени.
Начало этой истории можно найти в событиях зимы-весны 1943 года. Тогда командование ВВС Румынии в рамках перевооружения решило переформировать 8-ю истребительную авиагруппу (Grupul 8 Vinatoare) в штурмовую (Grupul 8 Asalt). В ней остались истребители-бомбардировщики IAR.81, а истребители IAR.80 c частью пилотов перевели в другие части. В мае группа получила из Германии 40 штурмовиков Hs 129B-2; в июне формирование сочли готовым к боевым действиям.
Первые боевые вылеты на «Хеншелях» румынские лётчики 8-й авиагруппы совершали совместно с коллегами из немецкой противотанковой группы IV.(Pz.)/SG 9 в августе 1943 года. Впереди был год боёв в небе Украины и Молдавии. Сражаясь в оперативном подчинении 4-го воздушного флота люфтваффе, румынские лётчики хорошо зарекомендовали себя. Но 23 августа Румыния перешла на сторону противников Германии. С сентября «Хеншели», сменив жёлтые кресты на трёхцветные красно-жёлто-синие кокарды, уже штурмовали немецкие и венгерские войска в Северной Трансильвании.
По румынам, летавшим на немецкой технике, с одинаковым азартом стреляли с обеих сторон фронта. Порой потери от немецких и советских зенитчиков и истребителей распределялись поровну. Но дополнительно мотивировать румынских штурмовиков не приходилось. Прежние обиды на венгров нашли выход, и действия в небе Венгрии, Словакии и Австрии 1-й румынского воздушного корпуса (Corpul 1 Aerian Roman), подчинявшегося штабу советской 5-й воздушной армии генерал-полковника авиации С. К. Горюнова, сопровождались отличными отзывами советской пехоты и танкистов.
Со временем из-за потерь в технике, которые невозможно было восполнить, 8-ю штурмовую авиагруппу объединили с 6-й авиагруппой пикирующих бомбардировщиков (Grupul 6 Picaj), летавшей на «Юнкерсах» Ju 87D, в единую 8-ю пикировочно-штурмовую (Grupul 8 Asalt/Picaj). В таком виде группа действовала до конца войны.
Среди многих храбрых пилотов 8-й авиагруппы с первых вылетов на «Хеншелях» выделялся адъютант Думитру Маринеску (Dumitru Marinescu). Получивший квалификацию лётчика-истребителя в марте 1942 года, он освоил румынские IAR.80 и немецкие Bf 109E, воевал в составе 8-й авиагруппы под Сталинградом, а весной 1943 года переучился на Hs 129. К февралю 1945 года он, среди прочего, дважды отметился неординарными эпизодами.
Нет комментариев