Бесконечные интриги и сильное нервное и физическое напряжение, свалившееся на нее во время войны, окончательно подломили мадам де Помпадур - 15 апреля 1764 года она умерла от терзавшего ее почти всю жизнь туберкулеза легкого в возрасте всего 42 лет. Согласно черной легенде, король воспринял это известие равнодушно, однако легенда романтическая фиксирует - Людовик грустно смотрел из окна, а потом с балкона на похоронную процессию, обронил две крупные слезы и вздохнул о том, что это единственные почести, которые он может ей оказать. Впрочем, всё движимое и недвижиемое имущество покойной унаследовал ее брат, маркиз де Мариньи, и безо всяких проволочек.
Естественно, что при дворе тут же поползли слухи, будто герцогиню отравили. Называли даже имя этого коварного человека... А чего бы его было не называть - с 27 января 1761 года, после смерти маршала де Бель-Иля, герцог Шуазёль стал военным министром, с 15 октября 1761 года он же занимал пост морского министра, а министром иностранных дел он продолжал оставаться еще с 1758 года. Правда, труды и заботы в 1766 году заставили уступить пост главы МИДа, но совсем не чужому человеку - своему двоюродному брату Сезару Габриэлю де Шуазёлю, графу де Шовиньи и герцогу де Пралену. Ну а портфель министра (точнее, генерального контролера) финансов с 14 декабря 1763 года контролировал просто хороший друг и приятель Шуазёля, Клеман Шарль Франсуа де Л'Аверди, маркиз де Гамбэ. Собственно, это (кроме важного, но весьма специфичного) поста министра двора были все правительственные портфели, существовавшие тогда во Франции. Так что герцог де Шуазёль заграбастал в руки такую реальную власть, которая даже мадам де Помпадур не снилась, и период с 1764 по 1770 стал эпохой, когда Францией руководил этот маленький, но весьма амбициозный человек.
Начал период своего единоличного правления Шуазёль с пересмотра всей политики - и внутренней, и внешней (он вообще был большим реформатором, а некоторые историки таки уверены, что, прости Будда, и либералом!). Потеряли много колоний на западе? Надо оборотиться на юг и восток, чтобы бороться с коварным альбионским змием там, где он еще не укоренился - в Средиземноморье. Провалился (в смысле профитов и ништяков) союз с Австрией и Россией? Заключим тесный союз с испанскими родственниками, а на Россию вообще натравим турку - Шуазёль продолжил старые добрые заигрывания французов с османами, начатые еще при Франциске I в XVI веке. Именно его злой волей (и стараниями мсьё Дюмурье и прочих военных агентов) турки поддерживались в войнах супротив России, а также раздувался пожар Барской конфедерации в Речи Посполитой. И да - в министерстве Шуазёля родился химерический прожект колонизации (ну, сперва наглого отнятия, а затем уже колонизации) Египта, так что оную свинью недоумку Буонапарте подложил тоже герцог.
В общем, наш пострел везде поспевал. В 1766 году умер король Лотарингии (обменянной в свое время на польскую корону) Станислав Лещински, и Шуазёль сумел обтяпать вступление в силу его завещания без войны и сопротивления со стороны других государств - Франция приросла герцогставами Бар, Лотарингия, Кариньяно и Буйон, бальяжем Тьонвилль, превотством Монмеди и провинцией Саар.
В 1768 году Шуазёль сумел обтяпать Версальский договор - республика Генуя продала Франции свои права на Корсику. Ну как продала... Сделка напоминала обоюдное надувательство - Франция списывала госдолг Генуе, а та отдавала давно уже потерянный (с 1755 года) остров, где хозяйничали повстанцы-сепаратисты во главе с местным бугром Паскуале Паоли.
Нет комментариев