Во всех бедах, которые постигли несчастный Илийский край, виновны цзян-цзюнь и чиновники; дунгане и таранчи тут ни при чем. Чиновники не заботились о солдатах, солдаты же презирали чиновников. Последние, когда вспыхнуло восстание, не думали о том, чтобы стать во главе войск и мужественно подавить волнения; наоборот, увидев бунтовщиков, они обращались в бегство. Хотя при этом они и заботились о сохранении своей жизни, но не знали того, что в конце концов они будут истреблены, а их жены и дети сделаются добычей мятежников. Как все это жаль!
IV. Падение Баянтая и мелкие стычки маньчжуров, солонов, сибинцев и китайцев с дунганами и таранчами. Гибель суйдинского китайского артиллерийского отряда
Между тем осажденные в Баянтае маньчжуры отчаянно защищались в течение 3 месяцев, при чем убили немало бунтовщиков, но положение гарнизона к концу 3-го года Тун-чжи (1864 года) все-таки стало критическим. Дунгане и таранчи, разделившись на 4 отряда, вели осаду и днем и ночью.
12 числа 1-й луны 4-го года Тун-чжи (1865 года) Ханджа-ахун объявил, что в этот день мусульмане обязательно должны взять Баянтай. По его совету, дунган и таранчей накормили до излишества, а вечером приостановили канонаду. К этому времени гарнизон крепости, не ведая ни днем ни ночью покоя, чрезвычайно устал. Маньчжуры напрасно поджидали в этот день дунган и таранчей — в лагере последних все затихло. Вплоть до 10 часов вечера маньчжуры ожидали, что бунтовщики опять полезут на стены крепости и будут врываться через пробитые уже в стенах отверстия. Но бунтовщики словно вымерли — ни криков, ни выстрелов не было слышно с их стороны. Измученные ожиданием и истомленные продолжительною борьбой, маньчжуры после 10 часов вечера заснули.
В час или 2 ночи дунгане и таранчи тихонько стали взбираться на стены крепости. Маньчжуры спали настолько крепко, что проснулись только тогда, когда половина таранчей уже была на стенах. Маньчжуры живо схватили ружья и луки, стали стрелять и привели в смятение таранчей [Нужно заметить, что во всех сражениях с маньчжурами и китайцами отчаянно боролись только дунгане. Они всячески побуждали таранчей; без дунган таранчам не завладеть бы Баянтаем и Хуй-юань-чэном.], которые стали прыгать обратно, сваливаться и спускаться по лестницам со стен.
Но тогда Эмир-хан-ходжа схватил в руки саблю и стал направо и налево рубить таранчей, побуждая их войти в крепость чрез пробитые отверстия. И вот ночью 12 числа 1-й луны дунгане и таранчи наконец вошли в крепость. Но в течение семи дней маньчжурский гарнизон [до начала осады гарнизон крепости состоял из 2.000 человек] еще отчаянно боролся с ворвавшимися в крепость бунтовщиками; даже женщины взялись за оружие для защиты себя. Но все было напрасно — все были убиты мусульманами. Уцелело только небольшое число детей и женщин, которых мусульмане взяли себе.
Незадолго до падения крепости, четыре командира знамен и мэень-амбань совещались относительно участи хлебного склада, находившегося в крепости, причем некоторые предлагали сжечь его. Однако мэень-амбань, человек очень даровитый и умный, сказал следующее: «Находящийся в этом складе хлеб собран таранчами. Вот уже в течение 100 дней мятежники осаждают Баянтай. Между тем в Хуй-юань-чэне имеется, не считая пехоты, 10.000-й конный отряд, находящийся от нас всего в 80 ли. Раз он не выручил нас, то я уверен, что бунтовщики обязательно завладеют всем Илийским краем. Так пусть мятежники едят наш хлеб и берут Или. Не сжигайте этого хлеба». Когда командиры знамен ушли от мэень-амбаня, он поджег хранившуюся в его доме корзину с порохом и погиб вместе со своей семьей в пламени.
Так как у дунган и таранчей вооружение было плохого качества, то цзян-цзюнь, сидя в Хуй-юань-чэне, полагался на силу огнестрельного оружия, бывшего в большом количестве у его войск. Для усиления своей артиллерии он приказал сделать большую деревянную пушку. Кроме того, обучили до 300 мальчиков 12—13 лет стрелять из ружей. Этот отряд цзян-цзюнь назвал «отрядом летящего тигра». Означенные мальчики были размещены на телегах и отправлены в составе войска, вышедшего в 3-й луне 4-го года Тун-чжи на борьбу с бунтовщиками. В авангарде этого войска поставили артиллерийский отряд из китайцев с большими чугунными пушками; была взята также и новая деревянная пушка.
Кто посоветовал цзян-цзюню взять мальчиков на телегах, неизвестно. Указывали на то, что мальчики не знают страха и потому пригодны для нападения…
В то несчастное время цзян-цзюня окружали хитрые и злые чиновники, которые угождали ему и всякую глупость выдавали за важное; хорошие же и честные люди находились вдали от цзян-цзюня.
Конница и пушечный отряд направились по дороге к Баянтаю и, остановившись у лагеря бунтовщиков, выстроились впереди, отряд же «летящего тигра» стал в арьергарде, за пушечным отрядом. Когда артиллеристы выстрелили из деревянной пушки, она разорвалась с страшным шумом, причем было убито осколками свыше 10 человек прислуги. Таранчи, увидя такую неудачу китайцев, удвоили усилия и, с криком «хун» бросившись на стоявших впереди маньчжуров, потеснили их.
Маньчжуры обратились в бегство, то же сделали и пушкари, оставив победителям свои пушки.
Отряду «летящего тигра» не пришлось подойти близко к таранчам; мальчики, соскочив с телег, стали стрелять, но, подавляемые большим числом бунтовщиков и не поддерживаемые своими, должны были отступить. Отступая шаг за шагом, они храбро отстреливались от дунган и таранчей, но в конце концов были перебиты ими. Только три мальчика, 15—16 лет, успели спастись, вскочив на лошадей. Весть о судьбе этого отряда скоро дошла до Хуй-юань-чэна, и во всех концах города громко рыдали родители юных воинов, павших в бою.
Почувствовав под собою почву, таранчи силою заставили и аким-бека Майсемсата участвовать в сражениях с войсками цзян-цзюня. Но Майсемсат не хотел причинять зла маньчжурам и китайцам, а поэтому приказал своему отряду из 700 человек стрелять в маньчжуров только холостыми зарядами. Таранчи узнали об этом и убили его. После смерти Майсемсата начальником был избран один таранчинец, которого стали называть султаном. [Майсемсат был обезглавлен по приказу Кайра-ходжи, который после смерти Майсемсата и был султаном в течение 85 дней. Нужно при этом заметить, что Кайра-ходжа посадил в тюрьму друга Майсемсата — таранчинца Обул-аля. Брат этого Обул-аля Шамс-эддин Худай-кулинов — главнокомандующий над всеми таранчинскими отрядами и называвшийся потому Кази-аскером (собственно, «Кази-аскер» значит — военный судья) — поставил себе целью отомстить за брата. Что касается Кайра-ходжи, то он не пользовался любовью у таранчей, так как он был пришельцем и захватил много земель. В довершение всего Кайра-ходжа возбудил неудовольствие среди таранчей из-за пушки: по указаниям Кайра-ходжи, была сделана из дерева пушка и обернута 12 бычьими кожами; в пушку вложили 1 пуд пороху и 1 пуд пуль; при выстреле пушку разорвало и убило многих из прислуги. Этим неудовольствием на Кайра-ходжу и воспользовался Кази-аскер. Он отпросился у Кайра-ходжи из таранчинского лагеря в г. Кульджу — по своим делам; затем Шамс-эддин подослал семерых убийц, которые ночью подползли к юрте, где спал Кайра-ходжа, и, отрезав ему голову, доставили ее в г. Кульджу Шамс-эддину. Последний, воткнув голову Кайра-ходжи на шест, возил ее по улицам г. Кульджи, возвестив тем народу, что нелюбимого султана более уже нет в живых. Кази-аскер освободил из тюрьмы в г. Кульдже своего брата Обул-аля и послал его в лагерь принять таранчинские войска под свое начальство. Обул-аля был популярен среди таранчей, которые провозгласили его таранчинским султаном и впервые надели на его голову особую султанскую шапку. Обул-аля был султаном до самого прихода генерала Колпаковского в г. Кульджу. Генерал Колпаковский отправил Обул-алю в Верный, где он до самой смерти получал от русского правительства пенсию в 5.000 рублей в год. Сын ex-султана Обул-аля, Кебир-бек Обул-аляев, и теперь живет с семьею в г. Верном и получает от казны 2.500 рублей в год. Эти сведения сообщил мне таранчинский аксакал (старшина) г. Кульджи, Закир-ахун Курбанов, стоявший близко к Кази-аскеру Шамс-эддину Худай-кулинову.].
Как уже сказано выше, маньчжуры обвиняли сибинцев в измене. На этой почве возникла в 4 луну ссора между солонскими солдатами и маньчжурами в казенной меняльной лавке, находящейся за восточными воротами гор. Хуй-юань-чэна. В это время цзян-цзюнь как раз возвращался из лагерей [Лагери были расположены к востоку от г. Хуй-юань-чэна, в 3 ли, и заключали в себе отряды: сибинский (цзян-цзюнем было вызвано 1.000 человек кавалерии и 500 свободных сибо — «сула»), китайский, солонский и маньчжурский. Все эти отряды были расположены в одной ограде (импань).], куда ездил для ревизии. Он послал узнать, в чем дело. Оказалось, что находившиеся в меняльной лавке молодые маньчжуры, один — сын ротного командира, а другой — внук командира знамени, увидя двух солонов в соседней винной лавке, сказали им, что солоны — хорошие солдаты, а сибинцы во главе с своим ухэридой — изменники. Солоны оскорбились такой аттестацией их товарищей и сказали двум маньчжурам: «Как мы, так и сибо бросили свои семьи и живем здесь, одинаково защищая вас. Почему же вы одних хвалите, а других хулите?» Затем солоны стали бить маньчжуров.
Узнав о происшедшем, цзян-цзюнь сильно разгневался на молодых маньчжуров и сказал им: «Зачем вы напрасно вносите смуту в среду моих солдат?» После этого он приказал принести из ямыня «стрелу смертной казни» (фафуни ниру), держа которую, он мог в военное время, не докладывая предварительно богдохану, казнить любого преступника — солдата или офицера. Стрела была принесена, и молодых маньчжуров казнили, а головы их повесили по краям дороги; солонов же не наказывали.
Такой энергичный поступок цзян-цзюня положил предел распространению слухов о том, что сибо вошли в соглашение с бунтовщиками.
12-го числа 5-й луны того же года цзян-цзюнь приказал суйдинскому артиллерийскому отряду из китайцев ночью выступить и подождать в том месте, где расходятся дороги — одна в Суйдин, а другая в Хуй-юань-чэн, хуй-юань-чэнских кавалеристов, которым было приказано выступить в тот же день и соединиться с артиллерией. Китайцы выступили, но цзян-цзюнь, найдя этот день несчастливым для похода, задержал конницу, китайцев же обратно не вернул. В результате получилось то, что пушкари-китайцы в числе 500 человек были окружены бунтовщиками и перебиты, а пушки перешли во владение победителей. Выступившие на следующий день кавалеристы увидели только трупы китайцев. Но в этот раз маньчжуры лихо сражались и разбили бунтовщиков, хотя преследовать их не решились.
Итак, бунтовщики овладели Баянтаем и продвинулись близко к Суйдину и Хуй-юань-чэну, остановившись лагерем на дороге.
В это время цзян-цзюнь отдал приказ чахарскому мэень-амбаню привести чахар из Боро-тала, но последние наотрез отказались идти на помощь и отправили своего мэень-амбаня обратно, к цзян-цзюню, верхом на корове.
V. Осада бунтовщиками города Суйдина и единственное за все время войны славное дело сибинского отряда под начальством ротного командира Ургуна
В 6-й луне того же года (т. е. в 1865 году) дунгане и таранчи — пешие и конные — прошли горами к северу от г. Кульджи и, приблизившись к г. Суйдину, окружили его. Чжэнь-тай [начальник суйдинского китайского гарнизона] известил цзян-цзюня об осаде города. Цзян-цзюнь приказал сибинскому ротному командиру Ургуну, известному по своей храбрости, идти на помощь к окруженным в г. Суйдине китайцам. Ургун отправился с 500 сибинцами и, приблизившись к речке Са-хэ-цзы, к востоку от г. Суйдина, остановился на западном ее берегу, а дунгане и таранчи, около 4.000 человек, расположились на противоположном, восточном берегу речки. Открылась стрельба из луков и старинных ружей; сибинцы не выдержали и подались; таранчи, перейдя мелкую речку, загнали сибинский отряд к самым стенам суйдинской крепости. Видя критическое положение своего отряда, ротный командир Ургун обратился к своим солдатам с речью, в которой указал, что если они не будут отчаянно бороться, то все погибнут. Тогда солдаты удвоили свою отвагу; выпущенные ими стрелы летели подобно саранче. Но таранчи, превосходя сибинцев в 8 раз, продолжали наступать. Тогда командир Ургун, заметив, что пеших таранчей подгоняют дунгане, ехавшие верхом на лошадях сзади таранчей, приказал прекратить стрельбу по таранчам и стрелять над их головами в дунган. Когда туча стрел полетела над таранчами в лица дунган, последние побежали, за ними пустились и таранчи, которых сибинцы убивали вплоть до речки Са-хэ-цзы. Потом было насчитано более 300 трупов убитых таранчей. 500 с лишком таранчей и дунган было ранено; из них почти все умерли, так как стрелы у сибинцев были отравлены.
В это время была нестерпимая жара; сибинцы и их лошади чрезмерно устали. Лошади, увидев воду, остановились и стали пить, то же сделали и всадники. Бунтовщики успели за это время убежать. Утомленные сибинцы не захотели их преследовать и возвратились в суйдинскую крепость. Здесь чжэнь-тай угостил всех солдат сытным обедом из мяса свиней и баранов. Цзян-цзюню чжэнь-тай сообщил о победе.
Нужно сказать, что 2 маньчжурских солдата, посланные цзян-цзюнем с поручением наблюдать за исходом битвы, увидев первоначальное бегство сибинцев, прискакали на лошадях в Хуй-юань-чэн и сообщили там о поражении сибинцев. Каково же было изумление цзян-цзюня, когда чжэнь-тай донес ему о победе сибинцев! Цзян-цзюнь тогда сильно разгневался на 2 маньчжуров-разведчиков и приказал казнить их; головы казненных были выставлены у дороги из Хуй-юань-чэна в г. Суйдин.
Победителей-сибинцев торжественно встретили в г. Хуй-юань-чэне; сам цзян-цзюнь вышел навстречу им из города. Когда он увидел ротного командира Ургуна, то снял со своей головы шапку с шариком 1-й степени и надел ее на голову Ургуна. Затем Ургун был назначен и. д. сибинского мэень-амбаня.
Таранчинцы, бежав от Суйдина, не остановились в общем лагере бунтовщиков, а возвратились в свои селения. Они получили хороший урок и, видя, что теперь сибинцы изменили прежнее доброжелательное к ним отношение, не хотели больше примыкать к восставшим дунганам. Но главным вожакам бунтовщиков все-таки удалось снова привлечь таранчей на свою сторону и стянуть в свой лагерь.
VI. Калмыки идут на помощь к цзян-цзюню, но из-за коварства чиновников последнего уходят обратно. Битва маньчжурско-китайских войск с дунганами и таранчами
В 7-й луне того же года (т. е. в 1865 году) калмыки 4-й, 6-й в 10-й рот («сумунов») решили помочь маньчжурам. Во главе калмыков стал геген (хутукта), и они в количестве нескольких тысяч человек двинулись к Хуй-юань-чэну. По дороге они разграбили в местности Тегус-шара восемь таранчинских поселков и навели такой страх на таранчей, что они опять стали колебаться и на своем совещании решили было захватить врасплох всех дунган и представить их цзян-цзюню, а самим вымолить прощение.
Между тем калмыки, подойдя к Хуй-юань-чэну, остановились против этого города на южном берегу реки. Геген письмом просил цзян-цзюня послать к калмыкам в подмогу 500 сибинцев, и тогда хутукта обещал цзян-цзюню уничтожить все 12 поселков левобережных таранчей, чтобы затем усмирить без труда и таранчей, живших к северу от р. Или. Но цзян-цзюнь не обратил внимания на мудрый план хутукты, а послал калмыкам приказ, в котором говорил, что в бунте виновны только дунгане, которые увлекли таранчей; что касается левобережных таранчей, то они почти вовсе не участвовали в бунте, а потому если убить их, то можно прогневить небо. Вместе с тем цзян-цзюнь приказал калмыкам переправиться на северную сторону р. Или, чтобы сообща с маньчжурами разбить главный лагерь бунтовщиков; после этого цзян-цзюнь надеялся без всякого труда усмирить всех илийских магометан.
В то же время, по совету командиров восьми хуй-юань-чэнских маньчжурских знамен, был принят коварный план — завладеть калмыцкими лошадьми, когда калмыки прибудут в г. Хуй-юань-чэн, и посадить на этих лошадей маньчжуров, у которых лошади совершенно отощали; самих же калмыков предполагалось назначить на работы — частью по укреплению крепости, частью по сбору с полей пшеницы в Цин-шуй-хэ.
Во исполнение приказания цзян-цзюня отряд калмыков в 50 человек с гегеном-хутуктой во главе переплыл на лодках р. Или. Здесь их окружили маньчжуры, пришедшие с уздами, и отняли у них лошадей. Тогда калмыки прокричали оставшимся за рекой своим товарищам, чтобы они возвращались скорее в свои кочевья, так как маньчжуры у них, калмыков, отняли лошадей и таким образом сделали их пехотинцами.
Калмыки, находившиеся на южном берегу р. Или, немедленно отправились в обратный путь. Цзян-цзюнь дал предписание сибинскому ухэриде Карманге догнать калмыков и привести их в Хуй-юань-чэн. Но ухэриде не удалось этого сделать.
Бунтовщики, услышав о неудачном исходе мобилизации калмыков, почувствовали в себе еще большую силу.
Итак, цзян-цзюнь не сумел воспользоваться помощью калмыков.
А ведь они, разгромив 8 таранчинских поселков в Тегус-шара, навели страх на таранчей. И если бы цзян-цзюнь послушался совета калмыцкого хутукты и дал калмыкам на подмогу своих солдат-сибинцев, то калмыки вместе с последними уничтожили бы 12 таранчинских сел, расположенных к югу от р. Или, а тогда бы восстание быстро прекратилось. Но раз небу угодно было, чтобы бунтовщики уничтожили маньчжуров и китайцев в илийских пределах, то, очевидно, никакая человеческая сила не была в состоянии предотвратить этого. Подобная катастрофа неминуемо должна была случиться, так как цзян-цзюнь действовал нерешительно и, подобно женщине, выказал жалость к изменникам.
В это время положение маньчжуров и китайских солдат было плачевное: не получая вовсе от правительства содержания за много месяцев, они должны были на собственные средства одеваться и питаться. Цзян-цзюнь, докладывая императору о бунте в илийских пределах, сообщил, что войск у него вполне достаточно, но что нет средств для уплаты им жалования. Богдохан выслал жалованье солдатам чрез русские пределы [в то время весь Китайский Туркестан был охвачен пламенем восстания, и деньги этим путем в Илийский край посылать было нельзя], но оно дошло до Илийского округа как раз незадолго до взятия восставшими маньчжурско-китайских городов в Или. А потому присланные деньги были задержаны в русских пределах и впоследствии переданы солонам, которые, после занятия их лагерей бунтовщиками, ушли в Тарбагатайский округ.
В 20-х числах 7-й луны 4 года Тун-чжи (в 1865 г.) илийские войска (сибо, солоны и маньчжуры), вооруженные луками, взяв калмыцкий отряд из 50 человек с гегеном-хутуктою во главе, выступили против бунтовщиков к месту их стоянки [лагерь мятежников находился в 20 ли от крепости Баянтай, по направлению к г. Суйдину]. С этими войсками шел также артиллерийский отряд из г. Суйдина.
Когда войска подошли к лагерю мятежников, то геген сказал войскам: «Выстройтесь в ряды, но пока не сражайтесь. Я взойду на гору и буду читать священную книгу. И вот, когда я, кончив чтение, брошу горсть земли в сторону бунтовщиков, то все войска пусть нападут на них». Сказав так, геген взобрался на вершину горы и стал читать священную книгу. Бунтовщики в это время стали стрелять удачно из захваченных прежде у китайцев пушек. Маньчжурские войска не устояли и, бросив свои пушки, побежали. А так как сибо и солоны стояли в стороне и не помогали маньчжурам, то бунтовщики, увидя, что пушкари побежали, отчаянно ринулись на маньчжуров; строй последних был прорван и все, кто куда мог, побежали. Калмыки также поспешно бежали и укрылись в русских пределах, их геген скрылся неизвестно куда.
Таким образом, маньчжурские командиры, устранившие сильный отряд калмыков в несколько тысяч человек, уже пришедший было на помощь, и взявшие взамен него маленький их отряд в 50 человек, а затем положившиеся на чтение гегеном священной книги, — поистине были подобны играющим маленьким детям.
С другой стороны, в Илийском крае в то время было много богатых купцов. Цзян-цзюнь мог бы занять у них под проценты денег для уплаты содержания войскам, с тем, чтобы вернуть долг после подавления восстания. Впоследствии цзян-цзюнь сам отнял у купцов деньги и заполнил ими свой ямунь. Но ни перед восстанием, ни теперь у начальников не было любви к войскам; не было ни разумного плана, ни храбрости. Могли ли при таких условиях мятежники не иметь успеха?
Нет комментариев