2020 год стал годом расцвета кибер-цензуры из-за пандемии и выборов президента США.
Facebook, Twitter и в меньшей степени YouTube показали, что они могут и готовы удалять контент и пользователей, которых по каким-то причинам считают опасными и неуместными. Цензурировали и правых, и левых (хотя правых – чаще и резонанснее).
Это привело к неожиданным результатам: процветанию конкурентов соцсетевых монополий.
Одним из основных бенефициаров усиления цензуры в мейнстримных соцсеnях стал Telegram.
В 2015 году Телеграмом пользовались 60 миллионов человек, а к апрелю 2020 – уже больше 400 миллионов. С тех пор каждый день в Telegram регистрируются ( https://telegram.org/blog/400-million/ru?ln=a ) около 1,5 млн человек.
Главные преимущества соцсети Дурова – сквозное шифрование ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%88%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 ) (блокирующее доступ к содержанию переписки третьей стороне) и отсутствие цензуры со стороны соцсети. Телеграм пользовался популярностью у протестующих ( https://www.reuters.com/article/us-hongkong-telegram-exclusive-idUSKCN1VK2NI ) в Иране и у протестующих ( https://www.reuters.com/article/us-hongkong-telegram-exclusive-idUSKCN1VK2NI ) в Гонконге.
Дурную славу мессенджеру принесла популярность у террористов, в частности, у тех самых печально известных игиловцев. Год назад руководство соцсети впервые проявило свой цензурный потенциал и удалило тысячи чатов, ботов и каналов, связанных с террористами. Но в остальном пока что Телеграм остается территорией, свободной от цензуры.
«У вас есть возможность блокировать телеграм-каналы? Ни у кого нет, даже у тех, кто всю эту паутину придумал, — американцев», — жаловался ( https://dev.by/news/lukashenko-vs-telegram ) Александр Лукашенко.
В США Телеграмом пользуются и протестующие ( https://decrypt.co/31400/black-lives-matter-turns-to-telegram-to-escape-surveillance ) из Black Lives Matter, и их заклятые враги ( https://edition.cnn.com/2020/06/26/tech/white-supremacists-telegram-racism-intl/index.html ) – белые националистические организации. Осенью, когда Facebook и Twitter забанили все крупные группы с сотнями тысяч сторонников теории заговора Q.anon, те тоже массово мигрировали ( https://www.nytimes.com/2020/10/11/world/europe/qanon-is-thriving-in-germany-the-extreme-right-is-delighted.html ) на площадку Дурова. И, в отличие от Facebook, здесь ни тех, ни других никто не блокирует и не удаляет их сообщества.
После блокировки ( https://www.businessinsider.com/anti-quarantine-protesters-mewe-facebook-groups-conspiracy-theorists-social-media-2020-5 ) Facebook-групп, организовавших протесты против локдауна в США, ковид-диссиденты стали массово регистрироваться в популярной у сторонников теорий заговора социальной сети MeWe. А блокировка несогласных с результатами выборов президента США привела ко взлету популярности консервативной соцсети Parler: за пять дней после выборов ее скачали ( https://www.businessinsider.com/parler-election-conservative-social-media-app-stop-the-steal-2020-11 ) больше миллиона раз. MeWe и Parler позиционируют себя как места, где «ценят свободу слова» и где можно «высказывать свои взгляды без страха “деплатформинга”».
Похоже, что кроме развития темы киберсуверенитета (о котором я писал здесь ( https://t.me/nejdanov/108 )), мы также наблюдаем явление соцсетевой сегрегации.
Раньше пользователей с диаметрально противоположными точками зрения разводили в разные углы алгоритмы соцсетей, которые показывали близкий взглядам пользователя контент и скрывали неугодный — тогда мы говорили о пузырях фильтров.
Теперь пользователей разводят уже по разным социальным сетям, и пузырь фильтров превращается в соцсетевые стены.
Дональд Трамп за 4 года президентства так и не построил стену между США и Мексикой. Но ему, кажется, удалось построить киберстены.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2