Со временем управление епархиями стало занимать так много времени и сил, что лучше с этим справлялись те епископы, которые не вступали в брак и не имели семьи. Вскоре это стало обычаем, а в IX веке и законом: епископ должен быть монахом.
Каждое новое служение труднее предыдущих
Чтобы рукоположить епископа, нужно как минимум два, а лучше несколько епископов (или один апостол).
Несколько слов о богослужебных особенностях епископской хиротонии. Каждая степень священства заключает в себе все предыдущие, что символически выражено в богослужебных одеждах. Одеждой певца и чтеца является стихарь, у иподиакона к нему добавляется орарь, у диакона появляются ещё и пóручи. У священника орарь превращается в епитрахиль, стихарь — в подризник; добавляется фелонь, пояс и так далее. Таким образом демонстрируется строгая иерархичность, неравнозначность этих служений, а также то, что каждое следующее служение труднее предыдущих, потому что, принимая на себя груз нового служения (очередную богослужебную одежду), его носитель не сбрасывает предыдущие.
В отличие от других таинств Священство, то есть хиротония, совершается исключительно в храме во время Божественной литургии. Хиротонии священнослужителей происходят в алтаре при престоле, а хиротесии церковнослужителей (рукоположение в иподиакона и пострижение в чтеца) — на середине храма.
Архиерейская хиротония совершается после входа с Евангелием, иерейская — после Великого входа, диаконская — после Евхаристического канона. В таком порядке есть своя логика: диакон — должность служебная, после своего рукоположения он ещё успеет выполнить возложенные на него функции: произнести ектению, оказать помощь причащающимся, потребить Святые Дары и привести в порядок богослужебные сосуды. Для священника главное — приносить Евхаристию, участвовать в так называемом Евхаристическом каноне, поэтому его рукоположение происходит раньше, чтобы дать ему такую возможность. Служение епископа связано с учительством и управлением, именно потому его рукополагают ещё на литургии Слова, или, в более привычной терминологии, на литургии оглашенных. Если на этой же литургии предстоят хиротонии иерейская или диаконская, то их и совершит новопоставленный архиерей.
По традиции, за одной литургией рукополагают только одного ставленника в каждом сане: одного архиерея, одного священника, одного диакона. Впрочем, возможны и отступления от этого принципа (о чём поговорим ниже). В конце концов, семерых диаконов апостолы рукоположили всех и сразу.
Рукополагаемый полагается на благодать
И ещё такая особенность: необходимым условием принятия в следующую степень священства является последовательное прохождение всех предыдущих степеней.
В качестве иллюстрации приведём эпизод из превосходной книги Питера Гиллквиста «Возвращение домой». Она — про то, как многочисленная группа американских протестантов в 70–80 х годах прошлого века стала искать настоящую, «историческую» Церковь и нашла её в православии, став одной из епархий Православной Церкви Антиохийского Патриархата. Книга замечательна и вдохновляюща сама по себе, но мы приведём всего один эпизод — присоединение к православию большой двухтысячной общины христиан.
Присоединение происходило с февраля по апрель 1987 года поэтапно. Мирян миропомазывали, а тех, кто будет священнослужителями, рукополагали. «Все мы, и духовенство, и миряне... были миропомазаны в начале службы. Затем, во время литургии, состоялось рукоположение диаконов — митрополит возложил руки на каждого. <...> Хотя в Новом Завете и на протяжении большей части истории Церкви имели место одновременные рукоположения нескольких человек, позднее в православии вошло в обычай рукоположение во время службы только одного диакона или пресвитера. Но нас было так много, что обычай уступил место традиции, и митрополит Филипп, подобно апостолу Павлу, возложил на них руки (Деян. 19, 6), низводя благодать Святого Духа. Мы входили в святую чреду диаконов, начавшуюся с семи человек, включая святого Стефана, первомученика за Иисуса Христа в новорожденной Церкви.
Следующее воскресенье принесло новые миропомазания и рукоположения диаконов в священники в соборе святого Николая в Лос-Анджелесе. <...> С нами был епископ Питтсбургский Максим, а также епископ Японский Серафим. <...> Вдобавок к этому около двадцати православных священников приехали со всех концов Северной Америки. Это была ещё одна Пятидесятница. Радость о Господе наполняла Его храм.
В то время как священники рукополагались один за другим, митрополит Филипп молился: „Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, пророчествует <...> благоговейнейшего диакона во пресвитера“. Я знал, что с того момента, когда должны быть сказаны эти слова, я буду полагаться на благодать, которая восполняет всё недостающее, оставшуюся часть моей жизни и служения. Господь воистину избирает немудрых мира сего, чтобы посрамить разумных...»
Нет комментариев