Подобно [человеку,] карабкающемуся по скалам [в серб, букв.: вползающему по крутой горе. — Ред.], что работает руками и ногами, дабы продвинуться хотя бы на пядь вперед, не помышляя [при этом о том], чтобы [хоть] как-то считаться с собой, великие православные подвижники были [необычайно] упорны в своем восхождении к Царству Божию. Поистине их труды и их бесстрастие вызывают удивление.
Преподобный Пимен не захотел увидеть даже родную мать, прибывшую навестить его. Некий князь пожелал навестить [преподобного] Пимена, но он [и ему] отказал. Тогда сей правитель придумал хитрость, чтобы вынудить старца прийти к нему на встречу. Схватил он сына сестры Пимена и сообщил ей, что отпустит его, если сам преподобный придет к нему на беседу. Сестра пришла в пустыню и, стуча в дверь, просила брата, чтобы вышел он и спас ее сына. Однако Пимен не вышел. Тогда сестра стала ругать его и клясть. Но Пимен [и тогда] не вышел. Услышав об этом, князь повелел написать Пимену письмо и известить [его], что если он, Пимен, по крайней мере письменно — раз уж не захотел устно, — упросит князя отпустить его племянника, то князь это сделает. Пимен ответил:
«Прикажи, могучий князь, хорошо дознать вину юноши, и если она такова, что он заслуживает смерти, то пусть умрет, чтобы наказанием во времени избежать мучения в вечности; если же вина не влечет за собой смертной казни, но накажи его по закону, а потом отпусти.»
Прочитав сие справедливое и беспристрастное рассуждение, князь весьма подивился, отпустил юношу [на свободу] и удвоил свое уважение к преподобному Пимену.
Нет комментариев