Зенон умер в 380 году, и уже в V веке над его могилой был возведён первый храм. Примечательно, что инициатором строительства был король вестготов Теодорих — упорный арианин. В дальнейшем церковь не раз перестраивалась, разрушалась и снова возводилась, пока не предстала перед нами в нынешнем облике. Храм Сан-Дзено, без сомнения, является одним из самых прекрасных произведений романского зодчества во всей Италии. Согласно преданию, в 558 году в Вероне случилось сильнейшее наводнение. Бурные воды Адидже, многое погубившие на своём пути, остановились ровно на пороге церкви, в которой хранились мощи святого Зенона. В ней спаслись тысячи верующих, искавших защиты у святителя.
А спустя 1650 лет после своего поставления во епископы, в 2012–2013 годах, святой Зенон совершил новое путешествие по епархии. Хрустальная рака с его мощами побывала во многих храмах, монастырях, больницах и тюрьмах. Паломничество завершилось на вершине высокого холма, откуда святитель «благословил» Верону. Этой необычной акции предшествовало научное освидетельствование останков. Основной его целью было исследовать состояние и степень сохранности скелета, но в то же время священноначалие не побоялось допустить учёных до проведения всех возможных современных исследований святыни: радиоуглеродного анализа, антропологических и морфологических студий, краниологической реконструкции. Эксперты из Болонского и Веронского университетов ничем не удивили верующих: все те характеристики, которые они смогли дать объекту исследования, — пол, возраст, эпоха, происхождение — полностью соответствуют тем сведениям о святом, которые хранит церковное предание. Во времена всеобщего религиозного охлаждения и скепсиса эта ненавязчивая попытка Католической Церкви напомнить пастве о христианских корнях стала настоящим праздником для веронцев — праздником духовного пробуждения, веры и единения.
К слову, подобное исследование было проведено в 2000-х годах и над мощами святого апостола Павла, хранящимися в Риме. Саркофаг, к которому много веков никто не имел доступа, был изучен со всей возможной скрупулёзностью. И здесь учёные лишь подтвердили всё то, во что верили на протяжении двадцати веков христиане.
Ещё одним из веронских чудес называют базилику Сан-Фермо Маджоре. Старожилы помнят удивление и радость горожан, когда после бомбардировок 1944 года храм остался невредимым, в то время как все близлежащие строения и церковные дворики лежали в руинах.
В 304 году на берегу Адидже мученически погибли двое христиан — святые Ферм и Рустик. В V веке народ Вероны построил на этом месте первый храм. А в 765 году святые мощи мучеников, пребывавшие в Триесте, удалось вернуть в Верону и захоронить в посвящённом им храме.
Сегодня Сан-Фермо — двухуровневая церковь. В ней отлично сохранился подземный храм XI века, стены которого украшают древние фрески XI–XIII веков, по духу родственные византийским. Верхняя же церковь, перестроенная в XIII веке, — триумф веронской готики. Ценители живописи приходят сюда полюбоваться полустёртой фреской Пизанелло — уникального мастера эпохи раннего Возрождения. Необыкновенная утончённость, острое чувство природы, почти болезненное любование красотой детали отличают Пизанелло от современников, отличают вообще от всех. Для религиозной живописи он, пожалуй, слишком... мирской; для живописи светской он чересчур, невероятно прекрасен. По прихоти времени, из его многочисленных монументальных работ, выполненных в разных городах Италии, до нас дошли всего три. Вероне принадлежат две из них — «Святой Георгий и принцесса», что в церкви святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, и сцена Благовещения, украсившая стену Сан-Фермо. «Струистые каскады крыл, стремительность внезапно прерванного движения, вдохновенный ритм, пламенная энергия — таким запоминается нам навсегда ангел Благовещения на стене Сан-Фермо, из всех ангелов, когда-либо спустившихся на землю, донёсший лучше всего дыхание небесных вихрей и свежесть облачных рос», — так описывает фреску искусствовед Павел Муратов.
По достоверным сведениям, в Сан-Фермо работал и Джотто, но его фрески до сих пор не найдены. Стены и своды храма готовят ещё немало сюрпризов.
В один приезд охватить сполна всё богатство христианской Вероны невозможно — слишком много здесь памятников, слишком они самобытны и многослойны. В тени шекспировских страстей остаются святая Анастасия и святая Евфимия; церковь святых Назария и Келсия с мощами мучеников Власия и Иулианы; церковь святого Иоанна в долине, в крипте которой почивают мощи апостолов Симона и Иуды. Церковь первомученика и архидиакона Стефана, монастырь святого Георгия, церковь святой Троицы, монастырь Пресвятой Богородицы... Блуждая по узким улочкам в поисках скамейки или чашки капучино, то и дело случайно набредёшь на небольшой храм VIII века, который тихонько притаился во дворе и хранит в себе целый гербарий истории. Ему не делают рекламы, скорее всего, он даже не указан в путеводителях. В него не спешат туристы, да и наши «профессиональные» паломники, так полюбившие Италию, не всегда знают о раннехристианских сокровищах Вероны. Удивление, радость узнавания — может, именно они делают встречу с городом столь незабываемой и светлой?
Нет комментариев