Владимир Шухмин
Каратель лжи, барон Мюнхгаузен
Когда будущая Екатерина Великая, а покуда принцесса Софья Августа Ангальт-Цербстская, въезжала в российские пределы, ей помогали не только киногардемарины. В Риге августейшую невесту встречал почетный русский караул, коим командовал соотечественник принцессы — молодой барон Мюнхгаузен. Тот самый. И это — чистая правда.
Если бы не Россия...
Реальный Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720–1797) жил в нашем отечестве 12 лет. Служил при Анне Иоанновне, сопровождал юную Екатерину и возводил на престол Елизавету Петровну. Так что Мюнхгаузен пообщался почти со всеми императрицами XVIII столетия. Еще он участвовал в очередной русско-турецкой кампании (где и приключился пресловутый полет на ядре).
Тридцати лет от роду барон в чине ротмистра вернулся на родину, где прославился — сначала в узком соседском кругу — воспоминаниями о «стране белых медведей». Рассказы барона попали на страницы развлекательных журналов, издатели которых были людьми творческими, а потому кое-что добавили от себя. Потом в Лондоне ученый-эмигрант Рудольф Распе переписал анекдоты о Мюнхгаузене с собственными вкраплениями и опубликовал отдельной книгой. Назвать ее хотели «Каратель лжи», и английский рецензент отмечал, что книга «способна заставить одуматься некоторых известных парламентских крикунов».
Немецкий поэт Готфрид Бюргер перевел «Мюнхгаузена» обратно на немецкий и опять же кое-что дополнил — это уже становилось доброй традицией. Вскоре книга прославилась, и ее перевели почти на все европейские языки. В том числе и на русский — и довольно быстро.
Исторический Мюнхгаузен был еще жив. Однако протестовал он против приписанных ему россказней довольно вяло: реклама как-никак... Только реклама чего?
Это выяснилось впоследствии: дом барона сохранился, и туда водят экскурсии. Но если бы не Россия, может, и не было бы всемирной славы этого честного человека?
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев