– Слово «сердце» в Священном Писании используется очень часто, и этому посвящены многие труды знаменитых русских философов, таких как Панфила Данииловича Юркевича, Бориса Петровича Вышеславцева и др. И действительно, читая Священное Писание, мы часто видим, что в нем речь идет о сердце не как об органе перекачивания крови, а как о своего рода образе или аллегории, обозначающей все силы нашей души. Хотя архиепископ Лука пишет о сердце как врач. Я помню, в этой книге он описывает, что как врач он знает, что к сердцу подходит множество нервных окончаний, которые совершенно не играют никакой роли в функционировании организма. Поэтому он считает, что сердце тоже занимается своего рода мыслительной деятельностью, мозг – это именно орган рассудочной деятельности, а сердце – умственной. Не знаю, я не врач и не биолог, может быть, владыка и прав, ибо много тайного и непонятного есть в природе человека. Однако чаще говорится о сердце совершенно в ином ключе. Святитель Григорий Палама, например, пишет: «А я и святую нашу веру полагал бы неким превосходящим любое чувство и любое разумение созерцанием нашего сердца, поскольку она превосходит все умственные способности нашей души». А замечательный русский философ Алексей Степанович Хомяков также говорит о сердце как о целокупной деятельности души, одним из свойств которой является наш разум, наш рассудок. Поэтому сердцем мы веруем, или даже сердцем не веруем: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс.13: 1). Это нечто более глубокое, чем просто рассудочная деятельность.
– В обыденном сознании сердце воспринимается людьми, прежде всего, как орган чувств, и тут вдруг – сердце мыслит! Скажите, как объяснить такое противоречие?
– Если использовать платоновский язык, которым часто пользовались отцы Церкви, чувственная, или вожделеющая, часть души – это тоже ведь часть души, и поэтому сердцем мы чувствуем, сердце нам подсказывает, тут есть некая интуиция как внерассудочная деятельность. Ну, может быть, сердце и рассуждает, оно же единое свойство души, которая включает в себя волевое, чувствующее и разумное начала. И сердце может подвигать нас к действию. Великий французский ученый и философ Блез Паскаль утверждал, что очевидные положения, например аксиомы, мы чувствуем сердцем: «Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем начальные понятия, и тщетно рассудок, к этому непричастный, пытается их оспорить».
Святитель Лука Крымский считал, что сердце тоже занимается своего рода мыслительной деятельностью
Нет комментариев