Ленин в бронированном вагоне, Апрельские тезисы, Император в кольце заговорщиков, Керенский во главе Временного правительства... Все нам известно. Развал фронта, выстрел "Авроры", разгон Учредительного собрания, Красный террор, Гражданская война, Русский исход... И так далее. Все, решительно все нам известно. Как Кассандра мы можем с точностью предсказать все сбывшееся уже, но тогда лишь намечающееся. Куда нам бежать? С кем говорить? Кого убеждать?
До Императора не доберешься. Идти в Думу? Там засмеют. Говорить с верхушкой армии? До нее тоже не так легко добраться, да и там засмеют. Идти к промышленникам? К рабочим на Путиловский завод? Обращаться к Церковным иерархам? Есть стойкое чувство, что всюду вас выслушали бы с кривой усмешкой и не сделали бы никаких выводов. Ибо общая мечта о быстром счастье и необходимом решительном сломе всего наличного строя плотно овладела всеми. Всеми по-разному и с разными аргументами, но всеми. Стеклянные глаза всех слушающих вас способны были бы довести до нервного срыва.
Отсюда рождается чувство фатальной обреченности, как будто история прописана изначально, и теперь только осталось наблюдать за ее разворачиванием и жутким становлением. Кассандре не поверил никто, и все сказанное Кассандрой сбылось. Состоялось. Теперь прочь от Гомера к пророкам. Остается Иеремия, плачущий на камнях опозоренного Иерусалима, о чем он так долго и так безуспешно кричал и большим и малым в Израиле.
Ведь и Лот говорил несостоявшимся зятьям, что Содом будет уничтожен, "но зятьям его показалось, что он шутит" (Быт. 19: 14)
Так и сегодня очевидные признаки грядущих бед, и все предсказанное Евангелием Христовым для многих - всего лишь "шутка". Мир привык шутить, причем шутить надо всем. Любая тема (по крайней мере до войны) лишь повод для юмористического скетча. И вы можете слышать раскаты грядущего грома, можете угадывать в легкомысленных обывателях будущих жертв неминуемых потрясений. Это ваш личный Крест, и скорее всего ваше горькое предчувствие на фоне глупого хохота останется при вас, как бесполезное пророчество и тяжелое знание.
Поэтому знавшие все заранее - святые отцы, мученики и исповедники - призывали только к разумному терпению и стоянию в вере. Говорили о сокрушившемся корабле, по причине чего спасаться теперь придется на досках и обломках обшивки. Говорили, что ночь будет длинной и безлунной, но в конце все же засияет правда Божья и Христова победа. Нужно терпеть. Человеческие руки не удержат обрушение прежде бывшего роскошного здания.
Жить с таким знанием было почти непереносимо. Но они жили. И мы, если бы перенеслись на время туда, во времена, предшествовавшие всем безумиям 20-го века, убедились бы, что наше знание не спасет никого. Нужно было бы набираться мужества, молчать и готовиться плакать на развалинах любимого города.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1