Есть слова Христовы, которые смущают даже внимательного читателя Евангелия. Среди них – притча о неверном управителе (Лк. 16:1-9). Как понимать то, что Спаситель приводит в пример человека, поступившего бесчестно? Почему говорит ученикам: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16:9)? Неужели Господь хвалит хитрость?
Смысл трудной притчи
Все становится ясным, когда мы смотрим на притчу не глазами человеческой логики, а глазами Евангелия.
Прежде всего, Христос не оправдывает поступок управителя.
Он не ставит его в пример в нравственном смысле и не благословляет его хитрость. Напротив, Его рассказ – предупреждение. Господь показывает, что человек, потерявший совесть, может проявить удивительную догадливость и решительность, когда речь идет о земной выгоде. Сыновья века сего умеют воспользоваться каждым случаем, чтобы обеспечить себе будущее. Они действуют быстро, настойчиво, не откладывая.
И в этом – горькое сравнение. Христос говорит: временным ради временного люди напрягают все свое усердие, а когда речь идет о вечности, то этого усердия часто не видно. Мы можем рассуждать о духовном, соглашаться с истиной, читать Священное Писание, – но когда приходит случай сделать доброе дело, помочь ближнему, позаботиться о бедном, проявить сострадание, – мы откладываем, сомневаемся, ищем оправдания.
Остается самое трудное место: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16:9). Что значит «богатство неправедное»? Это не "грязные деньги", как иногда думают, а все земное богатство вообще. Все, что дано нам временно и что так часто становится поводом к зависти, жадности, гордости и нечестности. Само по себе оно не осуждается, но в руках человека легко становится соблазном. Не случайно Христос говорил: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10:23).
Почему же Господь говорит: «приобретайте друзей»? Потому что только одно употребление богатства делает его спасительным – милость. Помощь нуждающимся. Забота о тех, кому трудно. Щедрость и участие.
Тогда деньги перестают быть властью над человеком и становятся средством любви. Тогда «друзья» – то есть те, кому мы помогли – встретят нас в вечности. Не в образном, а в подлинном смысле: милость к ближнему открывает двери милости Божией.
Так притча, которая сначала кажется темной, обретает ясность. Христос не оправдывает хитреца. Он учит нас разумности в стремлении к Богу, учит видеть в каждом дне возможность для добра, и напоминает: богатство – не наше, а доверенное нам на время. И наступит момент, когда будет спрос: на что оно было потрачено? На украшение жизни или на поддержку тех, кто не мог помочь себе сам?
Если что-то в словах Спасителя кажется нам непонятным, Евангелие предлагает простой путь: чтобы Господь «отверз наш ум к уразумению Писания» (Лк. 24:45).
И когда ум будет открыт, притча перестает смущать. Она становится тихим, но очень ясным напоминанием: будущее строится не хитростью, а милосердием. И вечность начинается не потом, а уже здесь – в нашем отношении к ближнему.
Источник: Православная Жизнь

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6