Пещера Иисуса Христа – Иисусова Молитва
Монах совершает Иисусову молитву. Монастырь Искушения, Палестина.
Иису́сова моли́тва – краткая покаянная молитва, обращенная к Господу Иисусу Христу. Существует ее полная форма: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» и более краткие варианты.
Как еще называют Иисусову молитву?
За Иисусовой молитвой также закреплено название «умно-сердечного делания», «делания сердца», «умной молитвы», «тайной молитвы», «священной молитвы», «сердечной молитвы», «затвора ума и сердца», «трезвения», «хранения ума».
Почему Иисусова молитва имеет так много названий?
В зависимости от степени действия слова, ума, сердца и Духа Божиего (на богомольца), а, можно сказать, что в зависимости от того, с какой стороны мы рассматриваем эту молитву, она обозначается тем или иным наименованием. Вообще различают несколько видов молитвы:
– словесная (произносится вслух);
– умная деятельная (называется умной потому, что читается мысленно, а деятельной – потому, что, до времени всецелой преданности в волю Божью, совершается человеком намеренно, а не самодвижно Духом Святым),
– умно-сердечная деятельная (вместе с умом молится и сердце).
Следующие два вида молитвы обретаются молящимся по очищении сердца от страстей и греха:
– умно-сердечная самодвижная (непрекращающаяся молитва, движимая Святым Духом),
– умно-сердечная чистая, или непарительная (чистая от посторонних помыслов).
По соединении души с Иисусом Христом в «один дух» (1Кор.6:17) обретается высшая степень молитвы: молитва зрительная (соединившись с Господом, подвижник зрит великие тайны Божии).
Откуда берет начало молитва Иисусова?
Прообраз Иисусовой молитвы представлен в Евангелии (Мк.10:46-52): когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой Вартимей, «сын Тимея». Услышав, что здесь Иисус Назорей, слепой начал кричать и говорить: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: «Сын Давидов! помилуй меня»…
Также некоторое сходство молитва Иисусова имеет с молитвой хананеянки, которая кричала Иисусу: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15:22).
Подобно Вартимею и хананеянке просил Бога о помиловании и мытарь из евангельской притчи: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) отмечает, что «моление молитвою Иисусовою есть установление Божественное. Установлено оно не чрез посредство пророка, не чрез посредство Апостола, не чрез посредство Ангела; установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем (см.: Ин.14:13,14; Ин.16:23,24)».
Начиная с V века практика Иисусовой молитвы никогда не прекращалась и достигла своего расцвета в XIII–XIV веках среди подвижников-исихастов, многие из которых подвизались на горе Афон.
Словесные формы Иисусовой молитвы
Иисусова молитва имеет различные формы. Наиболее пространная из них: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя гре́шнаго (гре́шную)». Слово «грешнаго» было добавлено преподобным Григорием Синаитом.
В акафисте Иисусу, чтение которого святитель Игнатий (Брянчанинов) считал приготовлением к непрестанному творению молитвы Иисусовой, предназначенному только для уже преуспевших подвижников, содержится иная краткая форма: «Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя». Такая же форма принята в Греции. Самая же краткая форма Иисусовой молитвы: «Го́споди, поми́луй».
Нужно ли испрашивать благословение на Иисусову молитву?
В обычном употреблении Иисусова молитва не отличается ни от какой другой молитвы, а поскольку молитва – это естественное состояние жизни христианина (1Фес.5:17), то и в отдельном благословении такое её употребление не нуждается. Так, протоиерей Димитрий Смирнов говорил: «Не надо наделять Иисусову молитву какими-то особыми качествами. Это просто одна из молитв… Если человек молится Иисусовой молитвой – на здоровье».
Если Иисусова молитва используется в умном делании, особом духовном труде, то она должна совершаться под руководством и по благословению опытного наставника, того, кто хорошо знает духовную жизнь обратившегося к нему христианина. «Без руководства, – предупреждает преподобный Варсонофий Оптинский, – эту молитву проходить опасно». Причём сам этот священник должен быть весьма опытным молитвенником, он сам должен иметь опыт этой молитвы.
Могут ли случаться искушения с творящим Иисусову молитву?
О том, что идущий путем Иисусовой молитвы может претерпевать скорби как на молитве, так и после нее, предупреждал и преподобный Варсонофий Оптинский: «Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби». Совершающий Иисусову молитву должен обращать особо пристальное внимание на свою духовную жизнь. «Сумасшествие от молитвы Иисусовой может произойти тогда, когда, творя эту молитву, не отступают от каких-либо грехов и привычек грешных, кои осуждает совесть. При сем внутри происходит глубокий разлад, прогоняющий всякую мирность сердца», – пишет святитель Феофан Затворник.
С другой стороны, один из делателей Иисусовой молитвы заметил, что с ума сходят не от Иисусовой молитвы, а от гордости.
Чем отличается Иисусова молитва от медитации?
Отличий множество.
В Иисусовой молитве решительно выражается вера в Бога, Который заботится о спасении человека. В этой молитве мы стремимся встретиться не с безликим богом (абсолютом), но наша молитва сосредоточивается на личностном Боге – Богочеловеке Иисусе Христе. Важно понимать, спасение, о котором мы просим в этой молитве – не абстрактное состояние, но единение с Триипостасным Богом.
В процессе моления (вследствие моления) мы не стремимся привести ум к абсолютному «ничто», но хотим обратить его в сердце и стяжать благодать Божию. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21).
Тело, по учению Церкви, – не зло, а злом является плотской разум. Оно не «одеяние души» как говорят философские учения, и его нужно стремиться не сбросить, но спасти. Ибо под спасением всего человека подразумевается и его душа, и его тело. Следовательно, мы не стремимся к гибели тела, но воюем против греховного служения ему. Мы не хотим гибели жизни, не стремимся впасть в такое состояние, чтобы ради прекращения страданий не иметь желания жить.
В нас нет безразличия к окружающему миру, восточные же учения избегают углубляться в человеческие проблемы, стремятся сохранить свой мир и безмятежие. Православный же христианин непрерывно молится за всех, плачет обо всем мире. Радость, которая существует только для нас, но не для мира, не является подлинной радостью.
И, наконец, мы не придаем решающего значения психотелесным методам, а также различным положениям тела, хотя и считаем, что некоторые из них помогают сосредоточить ум в сердце. Молящийся стремится не к апатии (это отрицательное состояние), а к стяжанию Божественной благодати.
Монастырский устав об Иисусовой молитве
Следованная Псалтирь законополагала неграмотным мирянам все молитвословия и псалмопения заменять Иисусовой молитвой:
Малое повечерие – 400, Великое повечерие – 700, Часы без междочасия – 1000, Часы с междочасием – 1500, Полунощница – 600,
Утреня – 1500, Псалтирь – 6000 (кафизма – 300, слава – 100).
Комментарии 2