Это видно даже по текстам богослужения утрени, которое совершается накануне Духова дня или непосредственно перед литургией. Они практически полностью повторяют праздничную службу в честь Пятидесятницы.
День Святого Духа и праздник Пятидесятницы связаны между собой и составляют два взаимосвязанных праздника, отмечаемых в разные дни, но имеющих общее значение. Тут можно говорить, пожалуй, лишь о некотором смещении фокуса. В Пятидесятницу Церковь празднует сошествие Святого Духа на апостолов. Этот день считается днем рождения Церкви, поскольку именно тогда апостолы получили благодать, силу и вдохновение для проповеди Евангелия. А следующий за ней День Святого Духа подчеркивает особую роль Святого Духа в жизни Церкви и каждого христианина.
И все же почему в церковном календаре есть День Святого Духа, а дня Бога Отца и Бога Сына нет? Дело в том, что христиане верят в Бога Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Это не три Бога, но один. Отец, Сын и Святой Дух — это три Лица, или, в более точной формулировке, Ипостаси, реальные и отличные одна от другой, которые в то же время имеют единую Божественную Сущность или Природу и всецело ею обладают. В каждой Ипостаси Троицы Божественные свойства раскрываются всецело и абсолютно, и поэтому каждое Лицо Троицы имеет равное Божественное достоинство. И так же как события праздника Пятидесятницы и Сам Святой Дух немыслимы в отрыве от единой сущности Бога и Ипостасей Отца и Сына, так и Отец и Сын являют неразрывное единство с Духом.
«Отец выступает как источник действия, Сын — как явление или как совершитель, который действует посредством Духа Святого, а Святый Дух предстает как сила, являющая, усвояющая и завершающая», — пишет протоиерей Олег Давыденков во «Введении в догматическое богословие». А преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» уточняет, что Отец действует через Сына и Святого Духа «не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу». Не случайно поэтому праздник Пятидесятницы называется еще Днем Святой Троицы. В этот день исполнилось обещание Иисуса Христа, данное апостолам, о дне, когда придет Утешитель, Которого Он пошлет от Отца и Который будет свидетельствовать о Нем (ср. Ин 15:26). А этот день Бог Троица в полноте являет себя людям.
Да, формально в Православии нет отдельного праздника, посвященного исключительно Богу Отцу. Однако Ипостась Бога Отца включена во многие праздники, такие как Пасха, которая прославляет воскресение Иисуса Христа и тем самым выражает благодарность и восхваление Богу Отцу за Его план спасения человечества, или Вознесение Господне, когда воскресший Спаситель вознесся на небо ивоссел одесную Бога (Мк 16:19). Так же и праздники в честь Бога Сына, Иисуса Христа, главным образом посвященные событиям Его земной жизни, почти всегда соотносятся с Богом Отцом, по слову Самого Спасителя: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин 5:30).
И как День Святого Духа по своей сути оказывается включенным в праздник Святой Троицы, так и почитание Бога Отца и Бога Сына интегрировано в другие церковные торжества. И хотя в христианском календаре нет отдельных праздников, посвященных исключительно Богу Отцу и Богу Сыну, их почитание и значимость отражены в других ключевых праздниках и богослужениях, которые подчеркивают сущностное единство всех Лиц Святой Троицы.
Священник Евгений МУРЗИН

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев