Истинная вера — о чем мы говорим
Сергей ХУДИЕВ
В чине Крещения у новокрещаемого спрашивают: «Зачем ты приходишь ко Святой Церкви?» «Научиться от нее истинной вере» — отвечает он. Слова «истинная вера» в наши дни для многих звучат как-то царапающе. «Вы что же, претендуете на то, что вам известна истина в последней инстанции?» — вопрос, который задают довольно часто, подразумевая, что такие претензии на истину нескромны, нетолерантны и неуместны.
Любой разговор следует начинать с определения понятий — что именно мы имеем в виду под теми или иными словами. Говоря об истинной вере, что мы называем «истиной» и что мы называем «верой»? Разные значения, в которых используются эти слова, могут вызвать немалую путаницу.
Первое значение, в котором люди могут говорить о вере (или религии, что в данном случае синоним) — это принадлежность к определенной традиции. Религия в этом случае воспринимается примерно так, как ее видел выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм — как явление социальное, как выражение приверженности к определенной человеческой общности. «Православный», «католик», «индуист», «мусульманин» понимаются как слова, указывающие на то, что человек родился в определенной среде, с определенными обычаями и культурой. Социологические опросы показывают, что у нас в стране немалая часть граждан относит себя к православным, но при этом либо не верит в Бога вообще, либо имеет религиозные представления фантастически далекие от веры Церкви. Это не уникально для России — в Западной Европе люди аналогично могут относить себя к католикам или протестантам, в то же время полагая себя атеистами. Религия в этом случае — просто часть групповой идентичности, один из маркеров, по которым проводится разметка «свой-чужой», что-то по значению близкое к национальности. Многие «религиозные» конфликты связаны с религией именно в этом смысле. Как сказал британскому корреспонденту один югославский партизан: «Наши, православные атеисты — это совсем не то, что эти проклятые мусульманские атеисты!» «Протестанты» и «католики» Ольстера могут быть глубоко безразличны к вопросам правильного богопочитания — для них религия это просто часть групповой идентичности, «британские империалисты» против «ирландских националистов». Католики-англичане как-то совершенно не рвутся воевать на стороне своих ирландских единоверцев.
В этом случае слова «наша вера истинная» воспринимаются просто как еще один националистический лозунг — примерно как «у нас правильная форма черепа» или «мы говорим с правильным акцентом». Учиться таким вещам не стоит — и Церковь учит вовсе не этому.
Другое значение слова «вера» — определённые переживания, мистический — или квазимистический — опыт, смутное чувство чего-то высшего. Эти переживания могут быть очень слабо связаны с конкретной религиозной традицией, более того, человек может искать их в совсем разных местах. Как поет Ляпис Трубецкой в своем последнем альбоме: «Я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду, я верю в пророка Муххамада, я верю в Кришну, я верю в Гаруду... я верю в любовь, я верю в добро и верить буду». Вера в этом случае — переживание, близкое к эстетическому. Я могу пошуметь на рок-концерте, а могу пойти на концерт классической музыки — одно другому не мешает, это только делает меня разносторонней личностью с широким кругом интересов. Можно восхищаться пламенеющей готикой, можно дивиться на буддистский храмовый комплекс Шведагон, можно изумляться искусству строителей мечети Сулеймана. Красота византийской Литургии — это хорошо, изысканность синтоисткого ритуала — тоже здорово. Человек обладает врожденной религиозной потребностью, и он смутно чувствует, что без духовной составляющей его жизнь неполна — и он ищет эту неполноту восполнить. Не очень важно где. Если вы проголодались, вы можете пойти в пельменную, в ресторан украинской или японской, или китайкой кухни — где Вам больше нравится. Cегодня — туда, а завтра — в другое место. Если у Вас есть «религиозная потребность» и Вы ищете определенных переживаний — что же, на рынке религиозных услуг у Вас есть немалый выбор. В этом случае разговор об «истинной вере» тоже воспринимается с недоумением — как будто человека призывают торжественно поклясться вкушать только украинскую кухню, от японской же публично отречься.
Но когда Церковь говорит об «истинной вере», она говорит не о такого рода переживании.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев