Особого слова заслуживает Канон Божией Матери, во всяком обстоянии душевном певаемый. Преподобный Серафим Саровский, высоко ценивший это Божественное произведение пустынника, заповедал читать канон неопустительно в той самой обители, которой и врата адовы не одолеют.
Все мы сироты в этом мире. Все мы, словно выросшие на чужбине сыновья и дочери. И бывает несладко скитаться на стороне далече, там и сям уязвляясь об острые шипы плотских и иных согрешений, скучая по отчему дому, в который вовсе не так легко возвратиться по огрубению, ожесточению, закоренелости наших сердец, сердец, вполне преданных злым помыслам и чувствам. Вот почему канон этот учит нас воспомянуть свое сиротство, а вместе обратиться всей душой, всем помышлением к Родительнице нашей во Христе - Пречистой Богородице. Она, как никто из святых, знает глубины нашего падения, меру нашей нечистоты. Ей открыты те страсти, корни которых неведомы нашему внутреннему взору.
Матерь Божия в совершенстве видит многочисленные силки, петли, невидимые узы, сети, которые расставляет на нашем пути ко Христу коварный сатана с бесчисленным полком бесов. Но Пресвятая Дева никогда и не отступает от чад Церкви, лишь бы мы хранили веру и не уставали призывать Ее имя. А всякий, кто призывает с верой имя Пречистой Божией Матери, спасет свою душу от погибели - свидетельствуют святые отцы.
Итак, если мы чувствуем, что не утешены в этом мире, ходим всегда скорбны, печальны, если нам недостает человеческого внимания и участия и мы жалуемся на холодность и даже жестокость этого мира. Если нам, по нашему мнению, изменяют друзья, и мы более не можем доверять им сокровенные помыслы и признания души своей, то, находясь в таком обстоянии, печали, скорбя и сетуя, должно раскрывать молитвослов и, невзирая на сердечную тугу, молиться Божией Матери. А в этом каноне мы преимущественно просим просветить сердечную мглу, которой смежены очи души, отогнать от нас мрак искушений. В этом каноне мы признаем себя совершенно разбитыми долговременными болезнями, многообразными недугами души и тела. У нас нет уже и самого терпения переносить эти болезни и стреляния лукавого беса, который побеждает нас на всех поворотах нашей жизни, готовя нам неприятные встречи, искушая нас и как бы сбивая нас с пути истинного. Нам нужен поводырь. Мы нуждаемся в покрове Пречистой, Которая, как мы хорошо знаем, никогда не оттолкнет и самого грязного, самого нечистого, самого закоснелого грешника, лишь бы он, возопив от безысходности, от ощущения невыразимой мерзости своей жизни просил искренне: «Пресвятая Богородице, спаси мя! Сама заступи, помилуй, даруй мне изменить свою жизнь, изведи меня из болота нечистоты, от рова уныния и бездны отчаяния!» И нет такого человека, который, начав в самом в тяжелом и неприкаянном состоянии духа читать этот канон, не закончил бы его, не восчувствовав единовременно и благое изменение. Так утешать, как утешает Матерь Божия, имеющая бесконечное дерзновение пред Престолом Благодати, вымаливающая у Сына своего самых грешных из грешных людей, никто не может.
Ничто не может сравниться с духовным утешением, которым Матерь Божия утешает умеющих уповать не Ее предстательство и покров. А самое главное, от человека отходит чувство сиротства, он, не утешенный общением с людьми, вполне утешается общением с Прекраснейшей, Чистейшей из всех людей, когда-либо живших на земле, с Пречистой Божией Матерью. Ибо посредством этого канона мы действительно лицом к лицу зрим Пречистую, падаем зачастую в немом отчаянии к Ее стопам и держимся за ее стопочки, зная, что Пречистая Божия Матерь и подымет, и очистит, и омоет, и освятит, как никогда родная мать по плоти не утешит дитя в силу ограниченности собственных сил.
Итак, этот канон Божией Матери есть драгоценность, жемчужное зерно, которое нужно прижать к своей груди и никогда не расставаться с ним, с этим зерном, с этой драгоценностью. И только потому в духовной жизни иные не находят никакого утешения (находя зато возможность всячески обижаться на тех, кто не доставляет им требуемого, по их мнению), что мы еще не нашли, как следует не поискали и не обрели духовного убежища в молитвенной обращенности к Божией Матери, Которая утешает неизглаголанным, неизреченным утешением. И с эти утешением не сравнится никакое человеческое утешение и участие в нашей жизни. Впрочем, дается это лишь по вере нашей.
#Протоиерей #АртемийВладимиров
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев