Но все-таки, что же делать в таких ситуациях учителям и родителям? Невозможно дать четкий, простой и пригодный на все случаи жизни рецепт. Однако есть некие базовые принципы, которые взрослые должны знать и учитывать.
Во-первых, когда вы реагируете на такие выходки ребенка (и в сами эти моменты, и после), вы должны проявлять абсолютное уважение к его личности — что бы он перед этим ни творил. Уважение должно реализовываться и в тоне, и в лексике.
Во-вторых, ваша реакция должны быть парадоксальной, то есть совсем не такой, какую ждет от вас ребенок. Например, если у меня на уроке ученик начинал кривляться, надеясь, что я выставлю его из класса, я ему спокойно и доброжелательно говорила: «И не мечтай! За дверь не пойдешь, а будешь здесь — и будешь заниматься вместе со всеми». Что именно вы скажете ребенку, зависит, конечно, от особенностей вашей семьи, от формата ваших отношений с детьми, от конкретной ситуации — но в любом случае соблюдайте правило «трех не». НЕ орать, НЕ оскорблять, НЕ угрожать.
В-третьих, необходимо «поставить зеркало». То есть спросить ребенка: зачем ты это сейчас делаешь? Какая у тебя задача? Что ты хочешь получить в результате своих действий? Спрашивать нужно не раздраженно, не издевательски, а абсолютно серьезно, деловым тоном. Скорее всего, никакого внятного ответа вы не получите, но цель-то ваша не в том, чтобы услышать ответ, а чтобы ребенок задумался. Как только он всерьез задумается, так «вирус-кривляка» от него и отцепится.
В-четвертых, такое поведение — это чаще всего игра на публику. А значит, надо лишить ребенка публики. Как это сделать? Если речь о малыше, дошкольнике, который бросается на пол, начинает биться головой и вопить, требуя чего-то от взрослых, то его нужно оставить одного. Вот конкретный пример: в раннем детстве мой сын Федя пошел с бабушкой в магазин, и там ему захотелось забежать за прилавок. Бабушка сказала: «Туда нельзя!», но Федя в ответ на это лег на пол и заявил, что в таком случае останется тут. «Ладно, оставайся!» — спокойно сказала бабушка и вышла из магазина. Разумеется, очень скоро он встал и побежал за ней. Если речь о детях постарше, школьного возраста и особенно о подростках, то нужно действовать иначе. В этом возрасте уже нет такого страха остаться без взрослых. Но публики его все равно надо лишить. Мне, бывало, приходилось выводить посреди урока в коридор весь класс, оставив «кривляку» в одиночестве. Не всегда это, впрочем, возможно, особенно когда класс большой. В таких случаях я просто говорила: «Ребята, да не обращайте вы на него внимания. Сейчас он придет в себя, и все будет нормально».
В-пятых, уже после инцидента нужно провести «разбор полетов», сосредоточившись на том, что такими действиями ребенок нарушает личное пространство окружающих. Если в семье вообще принято уважать людей, то для ребенка это станет серьезным аргументом. А если не принято (что бывает), ребенок хотя бы узнает о существовании личного пространства окружающих людей.
В-шестых, в момент истерического смеха или плача можно попробовать переключить внимание ребенка на что-то другое. Но это может сработать только с маленьким ребенком, дошкольником. «Смотри, какая смешная птица летит», «А про что мы вчера смотрели мультик?». После семи-восьми лет это уже бесполезно.
И есть еще один важный момент. Иногда то, что внешне выглядит как действие непроизвольные истерические выходки, на самом деле объясняется совсем другой причиной. Таким поведением подростки нередко провоцируют взрослого на резкость — и делают они это для того, чтобы тем самым получить моральное право не считаться со взрослыми. Раз они такие — ну и пусть! Тогда плевать мне на них, буду делать все, что захочу! Но и в этом случае реакция взрослых должна быть одновременно и уважительной, и парадоксальной. Нельзя дать подростку повод оскорбиться.
...Если придерживаться этих принципов не только реагируя на детские выходки, но и вообще в жизни, то, возможно, это и нам поможет справиться со своими раздражением и обидчивостью. А главное, наши дети будут со своими детьми мудрее, разумнее и терпимее, чем мы. А это, согласитесь, пусть немножко, но подвинет нашу жизнь к добру.
Комментарии 2
Однажды я тоже так поступила (видимо, мы с автором одну книгу Макаренко читали) Я только потом поняла сам, что это невозможное унижение ребенка. Так вот у меня эта девочка тут же собралась и пошла домой, а класс и я успокоились, а на другой день я стояла в кабинете директора и читала жалобу мамы, в которой она писала - Дочь пришла домой в ярости хотела выпить уксус. Это для меня стало ужасным примером. теперь в современном мире, где детям можно всё и им за это ничего не будет, учитель всегда будет виноват. Хоть самы лучший Макаренко, Сейчас рабо
...ЕщёСпасибо, хорошая статья. Кое-то из советов , к сожалению, в современном мире делать ни в коем случае нельзя. Вот, например, такой совет - ", бывало, приходилось выводить посреди урока в коридор весь класс, оставив «кривляку» в одиночестве. Не всегда это, впрочем, возможно, особенно когда класс большой. В таких случаях я просто говорила: «Ребята, да не обращайте вы на него внимания. Сейчас он придет в себя, и все будет нормально».Однажды я тоже так поступила (видимо, мы с автором одну книгу Макаренко читали) Я только потом поняла сам, что это невозможное унижение ребенка. Так вот у меня эта девочка тут же собралась и пошла домой, а класс и я успокоились, а на другой день я стояла в кабинете директора и читала жалобу мамы, в которой она писала - Дочь пришла домой в ярости хотела выпить уксус. Это для меня стало ужасным примером. теперь в современном мире, где детям можно всё и им за это ничего не будет, учитель всегда будет виноват. Хоть самы лучший Макаренко, Сейчас работает ТОЛЬКО гипер-похвала. Причем хвалить надо и маму и ребенка.