Мадонна
И наконец, это все-таки ведь Мадонна. Это удивительный образ совсем-совсем юной Девы, еще не утратившей детской мягкости. Рафаэль нашел удивительное композиционное решение. Мадонна как бы спускается на зрителя, вовлекая его в пространство этой картины, как бы вводя его внутрь того пространства, которое заполнено таким своеобразным туманом. Если мы, кстати, приглядимся к этому туману, мы увидим с вами, что он состоит из многочисленных ангелочков. Это души праведников, в которые погружена Приснодева Мария и сопровождающие ее папа Сикст II и святая Варвара.
И еще очень интересный момент – занавесы, темно-зеленые, тяжелые. Они по краям как бы распахнуты. Дело в том, что в католическом храме эпохи возрождения алтарный образ задергивался занавесом, в то время, когда не проходила месса. И вот как бы создается этот эффект распахнутого занавеса, и мы туда приглашены, и к нам оттуда выходит Приснодева Мария и несет Богомладенца. Это явление Богородицы, удивительное своей внутренней глубокой религиозной патетикой, пожалуй, ни в одной другой работе католического мира мы с вами вряд ли встретим.
Рафаэль Санти
И вот тут уж действительно мы не можем не признать: Рафаэль – это не просто один из величайших художников, память о котором мы чтим, работы которого мы уважаем. Но это художник, мастер, которому довелось не просто стать в уровень величайших из великих, занять самый верх художественного олимпа. Это прекрасно, но тут есть другое. Это художник, которому удалось воплотить то, что, увы, уходило уже в прошлое, ибо распахивался занавес перед новым временем, временем человека играющего, человека, стремящегося встать вровень с Богом, подвинуть Бога в этом мире, вообще заместить Его и стать мерилом всех вещей. Еще несколько шагов по истории, и это уйдет. И вот это уходящее, проникновенное религиозное чувство, которое и создало тот феномен, которым мы восхищаемся по сию пору. Та Европа, которая сегодня, наверное, уже ушла, и уж во всяком случае, уходит. Вот это удалось Рафаэлю воплотить. И мы ему за это бесконечно благодарны.
Нет комментариев