Как вести себя в храме Божием
Во время службы Божией стоят в храме, не переступая с ноги на ногу и не прислоняясь к стене или столбу. Руки держать на молитве надо так: обе приложить к персям, груди или опустить вниз, или же левую руку опустить с четками для умной Иисусовой молитвы, а правую прислонить к груди. Ногами стоять ровно и неподвижно. Голову не обращать по сторонам, а несколько наклонить, вознося ум горе, то есть к небу, а когда придёт дремание во время службы и поучения, то голову держать выше, умом не рассеиваться или мыслями не любопытствовать, отнюдь не беседовать, не смеяться и не шептаться друг с другом без всякой нужды и не отвлекать себя тем от молитвы, но всячески удерживать от рассеянности свои очи и душу, внимая, сколько возможно, одному пению, чтению и силе слов Божественного Писания, не пропуская ни одного слова праздно, без внимания, так чтобы, по слову прп. Симеона Нового Богослова, душа, будучи утучняема, пришла в умиление, смирение и просвещение Божественного Духа.
Крестное знамение и стояние на коленях
Крестное знамение нужно всегда делать истово и благоговейно, полагая троеперстно сложенную десницу на челе, на животе, на правом и левом плече; сначала нужно перекреститься, стоя в прямом положении тела, а потом творить и поклон, а не так, как иные крестятся и кланяются в одно и то же время, поспешно совершая крестное знамение и поклоны. Малый поклон, называемый поясным, должен быть не иной, как в пояс, склонив голову до пояса, а земной – перекрестившись, делать преклонение на землю обоих колен вместе, а не по отдельности, преклоняя одно, а потом другое колено. Всякому ведать подобает, что крестное знамение, как учит свт. Иоанн Златоуст, должно полагать со всякой честностью, благочинием и сокрушённым сердцем, а от бесчестного и неистового знаменования никакой пользы человек не получит, егоже бо мазанию бесы радуются и Ангел плачет (Слово Иоанна Златоуста о крестном знамении).
Нет комментариев