В этот день 1846 года родился российский промышленник и предприниматель, владелец «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий», «фарфоровый король» Российской империи Матвей Кузнецов.
https://semyaivera.ru/
Гжельская глина и изготовление фарфора Семья Матвея Кузнецова происходила из старинного городка Гжель. Кажется, одно это уже определило его жизнь. Еще в XVII веке государь Алексей Михайлович повелел прислать глины, пригодной для изготовления аптекарских сосудов. Ее прислали из Гжеля, да такую, что слава о городе зазвенела на всю страну. Даже великий ученый Михаил Ломоносов воспел диковинную глину в нескольких строках:
«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете… такова у нас гжельская… которой нигде не видал я белизною превосходнее…»
Кирпич, гончарные трубы, изразцы, посуда и детские игрушки – таким был список выпускаемой продукции. Но после того, как в 1802 году было найдено месторождение светлой глины, началось бурное строительство заводов для производства полуфаянса. Первый фарфоровый завод был основан братьями Куликовыми. По легенде, один из Куликовых настолько любил свое дело, что держал в строгом секрете состав и способ изготовления фарфора. Но завистливые конкуренты тайно проникли в мастерскую и выкрали образцы глины, после чего фарфоровые заводы стали открываться один за одним.
«Фарфоро-фаянсовый король» Матвей Кузнецов Но если зачинателями фарфорового бизнеса были Куликовы, то русским «фарфоро-фаянсовым королем стал именно Матвей Кузнецов. Он понимал, что мало только производить продукцию, нужно уметь быстро реализовать. Усиленное строительство российских железных дорог решило вопрос с доставкой в отдаленные регионы России. Так креп и расширялся бизнес Кузнецова, в который он не боялся инвестировать свои силы, время и финансы. Если поначалу годовой доход одной из фабрик в Харьковской губернии не превышал 20 тысяч рублей при численности в 65 рабочих, то уже через 12 лет доход увеличился в три раза, а количество рабочих мест выросло вдвое.
Знаменитый Дулевский фарфоровый завод, расположенный в Подмосковье, приносил до полутора миллиона прибыли при 2500 рабочих, трудившихся на самом современном оборудовании. Не боялся Матвей Кузнецов и экспериментов с образцами продукции. На одной из петербургских выставок мануфактурных произведений были презентованы изделия из высшего сорта фаянса-опака. Посетители выставки увидели несказанные по красоте столовые сервизы на 24 персоны.
«К белизне массы и прочности глазури в этих изделиях присоединилось удачное воспроизведение форм и рисунков на манер английского опака…», – восхищалась одна из петербургских газет.
Еще бы, Матвей Кузнецов старался привлекать на роспись своей посуды лучших художников. Был среди них даже знаменитый Врубель. А еще фарфор стал впервые доступен не только аристократам. Кузнецов принес этот предмет роскоши почти в каждый российский дом. А «Товарищество Матвея Кузнецова» стало самой большой фарфоровой корпорацией того времени. Предприниматель был активным борцом против засилья русского рынка иностранными товарами, искренне полагая, что за развитием русской промышленности стоит великое будущее. Но пришедшие к власти советы, конечно, национализировали все предприятия Кузнецова. Дулевский фарфоровый завод был переименован в завод имени газеты «Правда», а потомки промышленника попали под волну репрессий.
Ушедший из земной жизни еще до революции «фарфоровый король» краха своей империи уже не увидел. Единственное, что могло бы его порадовать – так это то, что продукция его завода продолжала производиться, радуя своим качеством и красотой новые поколения уже не российских, а советских граждан.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев