Эта увлекательная и философски глубокая повесть похожа на матрешку. Несколько смысловых «оболочек», рассказов в рассказах, и в самой «сердцевине» — самое ценное, самое сильное содержание.
«Оболочка» первая: закончилась Первая мировая война. Состоятельные сербы едут в монастырь Милешево, чтобы там над гробом святого Саввы Сербского принести благодарение Богу за победу их страны над Австрией. В пути они читают некую рукопись...
«Оболочка» вторая — содержание этой рукописи. Речь в ней идет о девушке Юлии, богатой но горбатой. Живет она не по-христиански, даже «по-волчьи», ненавидит Бога. Ее жестоко обманул и бросил жених, и она готова совершить страшное преступление, но благодаря наставлениям и молитвам некоего священника, отца Каллистрата, прощает своего обидчика, становится монахиней Кассианой и достигает истинной небесной любви.
Затем автор предлагает третью «оболочку» — еще одну рукопись, написанную тем самым отцом Каллистратом для Кассианы. Называется она «Сто слов о Божественной любви». И вот этот текст в самом сердце книги, эти духовные наставления, составленные на самом деле практически от первого лица не просто православного писателя, а святителя земли Сербской, настоящего святого, и есть суть повести. Николай Сербский устами отца Калистрата говорит Юлии и всем читателям о тайнах Божественной любви, о заповедях, о посланиях апостолов, о добродетели... «Сто слов о Божественной любви» — практически отдельное произведение, которое укрепляет душу.
Есть в книге еще одна, сильная, патриотичная, написанная с болью и огромной любовью часть — «Святая Сербия». Она пробирает до слез, потому что написана человеком, всей душой преданном своей земле, своей родине, в которой живут люди, любящие Бога до разделения души с телом.
Студент
Антон Чехов
Антон Павлович верующим человеком себя не признавал, но православие знал хорошо и относился к нему серьезно. Многие его персонажи духовного звания выведены с трепетом и большой любовью — достаточно вспомнить дьякона Победова из повести «Дуэль», или викарного епископа Петра из рассказа «Архиерей», или послушника Иеронима из рассказа «Святой ночью»...
Митрополит Тихон (Шевкунов) вспоминал слова Чехова о том, что человек должен быть либо верующим, либо искать веру, иначе он пустой человек. Это была глубинная позиция писателя.
Рассказ «Студент» небольшой. В сущности, это эпизод, сюжет которого можно уместить в несколько строк: студент духовной академии возвращается через болота и леса на пасхальные каникулы в дурном настроении — погода гадкая, дома ничего хорошего не ждет... Но вот он останавливается погреться у костра рядом с двумя случайными знакомыми, вдовой и ее дочерью, и рассказывает им небольшую евангельскую историю. И живая реакция женщины, и сердечный отклик ребенка на события двухтысячелетней давности переворачивает и настроение студента, и его мироощущение, и весь ход его мыслей, заставляет от сиюминутного, пустякового переключиться на вечное, высокое, задуматься о бесконечности жизни...
Чехов — гений. Язык его прост и безукоризнен, мысль доступна и в то же время глобальна, всеобъемлюща. Литературный критик Нина Дмитриева пишет: «В “Студенте” сама внезапность перехода от уныния к радости имеет скрытую аналогию с церковной службой Страстной недели, символически воссоздающей смерть и воскресение Сына Человеческого».
«Сила Моя в немощи совершается». Избранные проповеди и поучения
«Я полюбил страдание...»: Автобиография
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Кто такой Лука Крымский знает, наверное, каждый православный в России и очень многие — за рубежом. Наш современник, хирург и ученый с мировым именем, человек, принявший сан в самые богоборческие годы, он прожил тяжелейшую, полную самых драматических событий, и в то же время удивительную, насыщенную жизнь: критика, преследование за веру, суды, гонения, тюрьмы, ссылки, скитания, и вместе с этим — тысячи операций, десятки тысяч спасенных жизней, научные труды, открытия, духовные изыскания, преподавание и самоотверженное служение Церкви.
Мы предлагаем вам для чтения в Великий пост сразу две книги архиепископа Луки.
В своих проповедях «“Сила Моя в немощи совершается”. Избранные проповеди и поучения» Владыка говорит на евангельские темы, толкует притчи, читаемые на литургии, дает пастырские наставления о христианских добродетелях и практике борьбы с грехом, делится жизненными наблюдениями. Язык проповедей чрезвычайно прост и доходчив.
Автобиография «Я полюбил страдания...», продиктованная владыкой секретарю в 1958 году, больше документальное свидетельство, описание жизни без нравоучений и пастырских наставлений. Об крхиепископе Симферопольском и Крымском Луке (Войно-Ясенецком) написаны книги, сняты документальные и художественные фильмы, но всегда интересно, как человек сам описывает и оценивает собственную жизнь.
На момент составления автобиографии святитель совсем ослеп, но продолжал служение в храме. Излагает он события, которые пережил, просто и в то же время интересно. Не скрывает пережитых мучений, и в то же время не «давит на жалость». Этого и не требуется. Даже обычное описание жизненных коллизий, которые выпали на его долю, вызывает трепет и потрясение: операции «на коленке» в землянке за Полярным кругом и зашивание шва человеческим волосом, богослужения в городе, где нет ни одного храма, многодневные беспрерывные допросы в тюрьме, вынужденное «отречение» детей от отца, быт военных госпиталей, работа в голодных, холодных, захудалых периферийных больницах, собственные недуги и болезни, страдания близких... Читаешь и не можешь представить, как можно было в таких условиях не только остаться человеком, не очерстветь душой и сердцем, но и продолжать спасать, спасать, спасать людей, страдающих и физически, и духовно.
Кроме автобиографии, в книге опубликованы духовные беседы святителя Луки. Они написаны доступным языком с любовью к ближнему и желанием помочь ему перенести все скорби и устремиться к Царствию Небесному. Как пишут читатели в отзывах, «от святого в его книге — вера и Евангелие как безграничная жизненная емкость, а от ученого — логичные выкладки и множество апелляций к выдающимся умам. И получилось у него ненатужное, легкое и непререкаемое доказательство того, что наука и религия заодно». Есть здесь и описание научных, медицинских достижений врача Войно-Ясенецкого, и сведения о его церковном служении. В книге даются пояснительные сноски, в которых события жизни святителя описываются со стороны.
Нет комментариев